Арсеньевские вести - газета Приморского края Книги от издательского дома Водолей
архив выпусков
 № 28 (1008) от 10 июля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
Почтовый индекс по России: 15543Online подписка на Арсеньевские вести
ВСЕЛЕННАЯ

Хабаровск основан Муравьевым 15 июня

Владимир Попов, кандидат исторических наук

Россиянам хорошо известен граф Российской империи Николай Николаевич Муравьев. Но как памятник на самой большой денежной купюре Российской Федерации. Пятитысячной.

В начале 1858 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев был уверен, что без силового давления на месте переговоров ему не удастся убедить маньчжурского командующего князя И Шаня решить пограничный вопрос и провести новую границу по Амуру. Поэтому он приказал создать ударную группировку из двух батальонов пехоты и двух батарей легкой артиллерии в станице Усть-Зейской (будущий Благовещенск), добавив к уже находившемуся в станице 14 батальону 13-й из Забайкалья.

Приказом было определено: 13 батальон останется в станице Усть-Зейской. Всего в отряде было более 1500 офицеров и солдат. Но отправить по Амуру больше двух сотен плотов, барж и лодок сразу не удалось. Н.Н. Муравьев специально распорядился оставить на зимовку в селении Шилкинский завод на реке Шилке речной винтовой пароход со стальным корпусом, закупленный в Америке и названный «Лена».

В конце апреля 1858 года на реке Шилке был совсем небольшой подъем воды после ледохода, и пароход не поднялся с мели, на которую его загнали на зимовку поздней осенью 1857 года. 13 батальон получил задание прокопать в песке канал и вывести пароход на чистую воду.

Командующему 13 батальоном капитану Я.В. Дьяченко Муравьев лично объяснил, что на этом пароходе он хочет прибыть к Айгуню, где планировал вести переговоры с И Шанем. Так солиднее и грознее с позиции технического превосходства. Ведь и англичане плавали по рекам юга маньчжурского Китая на пароходах. И побеждали. Новейший пароход на Амуре – это яркий образец мощи новой капиталистической цивилизации.

Весь 13 батальон был собран в это время и жил в палатках на берегу реки. Дьяченко получил в дополнение к имеющимся у него в батальоне инструментам стальной лом, три топора и огромный смоленый пеньковый канат толщиной 24 сантиметра и длиной почти 200 метров.

Но 800 солдат батальона не смогли за двое суток сдвинуть пароход с места, и раздосадованный Муравьев опять отправился вниз по Амуру на деревянной барже, для красоты изложения называемой катером, с маленькой медной пушкой на носу. «Мотором» деревянных катеров, как всегда, были мускулы солдат линейных батальонов. После отплытия генерала пароход «Лена» огромными усилиями был всё-таки стащен с мели. Но батальон отправился в путь по Амуру с опозданием.

Надо отметить, что вместо обещанных Корсаковым 25 маньчжурских лодок, оставшихся после героическо-трагической Амурской экспедиции 1856 года, штабс-капитан А. Калинин, исполняя поручение Дьяченко, смог выбрать только 10 лодок для батальона, 5 для Уссурийской экспедиции штабс-капитана М.И. Венюкова (кстати, отвратительно организованной, в том числе и по вине самого штабс-капитана) и 5 для 14 батальона. Остальные, «хранясь» под открытым небом, полуразвалились.

Причем батальон использовал эти лодки только для сплава до станицы Усть-Зейской. Там 5 лодок были переданы другой команде, и из станицы Благовещенской батальон отправился вниз по Амуру, имея только пять лодок для оперативного управления более чем сотней плотов со своим имуществом, 150 лошадьми (для будущих почтовых станций, в том числе и Мылки – нынешнего Комсомольска), более чем сотней быков и коров.

Кроме своего вооружения и обоза, солдатам 13 батальона, каторжанам и солдатам-штрафникам пришлось сплавлять и 4 крепостных орудия с порохом и снарядами. Эти орудия были установлены на деревянные лафеты у устья Уссури опять же солдатами 13 батальона. Жерла огромных орудий смотрели на абсолютно пустынный маньчжурский берег. Но устрашали. В Пекин пошли тревожные доклады.

19(31) мая Муравьев, возвратившись в станицу Усть-Зейскую после успешного подписания Айгунского договора с И Шанем о границе по Амуру, внезапно решил не дислоцировать 13 батальон, отменил свой предыдущий приказ и лично отдал Дьяченко знаменитое «Устное приказание» отправиться «к устью реки Уссури» и заложить там штаб-квартиру 13 батальона.

Этот документ, подписанный Н.Н. Муравьевым, обнаружен в архиве. Таким образом, впервые документально доказано, что 31 мая по новому стилю в будущем Хабаровске солдат и офицеров 13 батальона не было. Город был основан позднее. Первые плоты 13 батальона отправились в путь на следующий день – 20 мая (1 июня).

Сам же капитан Дьяченко оставался в станице Благовещенской, пытаясь вплоть до 22 мая (3 июня) «выбить», через управлявшего сплавом 1858 года военного губернатора Забайкальской области М.С. Корсакова стекло, топоры и железо для будущего строительства на новом необжитом месте. Обнаружен подлинник его рапорта об этом.

Таким образом, рапорт, подписанный Я.В. Дьяченко, является первым строительным документом нашего города. Всё это грузилось на плоты, освободившиеся от съеденного продовольствия и скота, и отправлялось с 3 и 4 ротами вниз по Амуру.

22 мая (3 июня) Н.Н. Муравьев со своим штабом на катере с двойным составом гребцов из самых здоровых солдат 14 батальона отправился вниз по Амуру. По дороге солдатам приходилось постоянно браться за весла и грести из-за сильного встречного ветра. Н.Н. Муравьев прибыл 31 мая (12 июня) к посту Усть-Уссурийскому, стоявшему у тогдашнего устья реки Уссури. Вместе с ним прибыл и Преосвященный Иннокентий.

В соответствии с только что подписанным договором, Уссури становилась пограничной рекой между двумя империями. Но территория между Уссури и Тихим океаном оставалась в совместном владении империй.

Пост был основан 26 пограничными казаками во главе с зауряд-хорунжим С.А. Токмаковым. О чем и пишет Н.Н. Муравьев в своем письме М.С. Корсакову: «Казаки, слава богу, здоровы, у них на посту все хорошо, строят дом, магазин, огороды засажены, и времени вообще даром не теряли. Устье Уссури совершенно в глуши, в 4-х верстах от главного русла Амура».

Вероятно, 4 версты – это ширина острова, разделявшего два рукава Амура. Муравьева на этом посту ждал контр-адмирал П.В. Казакевич, военный губернатор Приморской области. Под его руководством капитан лейтенант А.А. Болтин осенью 1857 года во время осмотра устья Уссури и поиска мест, удобных для поселения пеших казаков, посадил на мель в Уссури закупленный в Америке новейший пароход «Амур». Адмиралу пришлось, поздней осенью плыть на утлой лодке в Николаевск и возвращаться весной тоже на лодке с гребцами к месту, где сидел на мели, как бревно, «Амур».

Можно было понять крайнее недовольство Н.Н. Муравьева моряками. Пароходов на Амуре уже 6, и ни одного для генерал-губернатора Восточной Сибири! Правда, с «Амуром» морякам повезло. Уссури во время ледохода была более полноводной, чем Шилка, и «Амур» сойдя с мели, вышел, шлепая своими колесами, на главное русло Амура в район утеса Бури и стал на якорь в устье чистой нерестовой речки Бури. Место это было указано казаками капитан-лейтенанту Нордвику, капитану парохода «Амур», как наиболее удобное для образования нового русского поселения.

Муравьев, не смотря на все свое нетерпение идти всё время вперед, ждал подхода первых плотов 13 батальона и провел на Уссурийском посту 3 дня. За это время он детально ознакомился с разведкой местности, произведенной зимовавшими на Амуре командирами казачьих постов Сунгарийского – сотником Т.Е. Киселевым и Уссурийского – С.А. Токмаковым. Оба указали, как наиболее удобное место для контроля над Уссури и Амуром, на утес Бури в 35 верстах вниз по протоке.

3(15) июня Муравьев на своем катере с гребцами прошел вниз по протоке до соединения ее с главным руслом Амура и поднялся на борт парохода «Амур». Первые подошедшие плоты 1 роты 13 батальона под командованием подпоручика Петра Монастыршина, ветерана Амурских сплавов, были направлены лично Н.Н. Муравьевым в устье реки Бури. Слишком важным было избрать место для дислокации батальона. Муравьев это делал лично.

При этом историческом событии присутствовали генерал-губернатор Казакевич и Преосвященный Иннокентий. Хочу подчеркнуть – ни один город на Амуре не основывался таким собранием выдающихся амурских деятелей.

На месте будущего Хабаровска текли две чистые речки Бури (Бурея) и Ури, в дальнейшем названные Чердымовкой и Плюснинкой, а потом засыпанные. На их месте ныне располагаются роскошные Амурский и Уссурийский бульвары.

По правому берегу Амура, в устье Бури-Буреи, находилось самое большое на Амуре стойбище гольдов, так тогда звали нанайцев. В.К. Арсеньев даже приводит их родовое имя – Юкомика. Это стойбище располагалось примерно на том месте, где находится сегодня гостиница «Интурист». Через месяц это племя, по данным В.К. Арсеньева, откочевало в верховья Уссури, а потом, перевалив через хребет Сихотэ-Алиня, устроилось жить на берегу Тихого океана, где постепенно вымерло от оспы.

В распоряжении первых колонистов было два берега реки Бури: правый низменный и левый высокий и покатый. Вот на удобном левом берегу чистой нерестовой речки Бури-Буреи и высадились по приказу Муравьева первые офицеры и солдаты.


13 батальон

1. Командующий батальоном капитан Яков Дьяченко.

2. Казначей батальона штабс-капитан Александр Калинин.

3. Командир 1 роты подпоручик Петр Монастыршин. Прибыл первым на место высадки.

4. Командир 2 роты капитан Лев Чумаков. Прикомандирован из 14 батальона.

5. Командир 3 роты подпоручик Виктор Черепанов.

6. Командир 4 роты подпоручик Егор Куркин.

7. Поручик Андреян Леонтьев.

8. Прапорщик Матвей Плотников.

9. Прапорщик Федор Кандиба.

10. Лекарь Вячеслав Якубов.

Прикомандированные приказом Муравьева для усиления батальона:


Из 14 батальона:

11. Штабс-капитан Захар Поповский.

12. Подпоручик Андрей Садовников.

13. Прапорщик Александр Серебренников.


Из 16 батальона:

14. Подпрапорщик Антон Красавский.

15. Подпрапорщик Николай Козловский.

Эти офицеры руководили труднейшим в истории 13 батальона, имевшего в своем составе свыше 800 солдат, сплавом по Амуру, начатого в первых числах мая и окончившегося прибытием на место назначения с 3(15) июня по 10(22) июля 1858 года. После завершения сплава прикомандированные офицеры, забрав с собой солдат 14 батальона, на 5 лодках бичевой, отправились вверх по Амуру.

Каторжане, участвовавшие в сплаве батальона, были отправлены через Николаевск на Сахалин добывать уголь для паровых судов Тихоокеанской эскадры. Штрафные солдаты из саратовского, пензенского, пермского и нижегородского батальонов частично остались в 13 батальоне. А большинство было расселено во вновь заложенных казачьих станицах по Уссури.

10(22) июля Н.Н. Муравьев, возвращаясь с низовьев Амура, дал селению, основанному им в урочище Усть-Уссурийском, название Хабаровка в память легендарного русского первопроходца и казачьего атамана Ерофея Павловича Хабарова. Во всех обнаруженных в архиве подлинных приказах Н.Н. Муравьева и докладных Я.В. Дьяченко наш город называется селением, а не постом. Поста тут не было.

Таким образом, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев основал Хабаровск 15 июня, и с этого же дня приступили к строительству своей штаб-квартиры солдаты 13 сибирского линейного батальона под командованием подпоручика Петра Монастыршина и под общим руководством капитана Я.В. Дьяченко. Первые казармы были построены из бревен плотов, а семейные солдаты получили право вырыть себе землянки, положив начало гражданскому населению.

Автор статьи считает, что обнаруженные в архиве фамилии 285 солдат, унтер-офицеров, их жен и детей, обер-офицеров 13 батальона должны быть помещены на мемориальные плиты у памятника, стоящего в Хабаровске, где вылеплен собирательный образ офицера-амурца. Такие же мемориальные плиты должны быть установлены и на месте пяти легендарных казачьих пограничных амурских постов, выставленных по приказу Н.Н. Муравьева. Списки героев-казаков, несших службу в 1856-1858 годах, спустя 150 лет открыты мной в архиве. Выбитые в граните имена героев будут символизировать уважение благодарных потомков героям «Амурского дела» и незыблемость русского присутствия на Амуре.

Владимир Попов, кандидат исторических наук


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Обсудить статью. (Обсуждений: 1)
Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100