Встреча сотрудников российских и армянских СМИ, организованная в Ереване 29-30 марта 2024 года ООО «Институтом региональной прессы» (г. Санкт-Петербург) по инициативе и при поддержке Агентства правовой информации​.
Публикуем доклады участников встречи.
Сравнение работы в старых и новых медиа
С. Балуев, главный редактор журнала «Город 812»,
главный редактор информационно-аналитического портала mashnews (Новости промышленности)
По моей теории, до 2000 года главными на рынке СМИ были печатные СМИ, потом появились сайты, они последние 20 лет занимали всю поляну, но потихоньку загибались. Сейчас наступило время «Телеграм», все остальные формы, то есть, печатные и сайты надо делать с большим количеством денег и усилий.
Мы, журнал «Город», тоже существуем в таких условиях: найдем деньги — печатаем журнал, не найдем деньги — не печатаем журнал, все до минимума сократилось. Соберем рекламу на 10 тысяч рублей, заплатим журналисту, не соберем — выпуска не будет.
Об истории новых СМИ в СПб
Газета «Смена» выходила с 1919 года. Максимальный тираж был 400 тысяч в 1991 году, во время путча, это был пик популярности газеты. Мы набрали максимальное количество сотрудников, были великие планы, хотели стать всесоюзной газетой, больше «Комсомольской правды». Собственников довольно много.
До 1990 года это была форма партийного финансирования, деньги передавались в Лениздат, который передавал деньги редакциям. Строго определенные штаты, у «Смены» – 50 человек. Тиражи тоже определялись сверху и были стабильны. Потом началась перестройка, и «Смена» оказалась фрондерским изданием.
В 90-м году вышел закон о печати, который позволил изданиям самим регистрировать издательство. Газета «Смена» первая побежала в Министерство печати, в Ленинграде нам отказали в регистрации, мы устроили голодовку, в результате, газета была зарегистрирована как издание трудового коллектива.
Жизнь под руководством трудового коллектива не была легкой. Буквально через год-полтора коллектив разошелся во мнениях, начались всякие брожения, собрания, редактор подала в отставку, часть редакции ушла. Решили, что нужно найти инвесторов. Появились несколько юридических лиц, либеральных, которые были выбраны по совету Алексея Кудрина и Егора Гайдара. Коллектив перестал что-либо решать в этом сообществе.
В числе собственников появилось Заксобрание Петербурга. Нас за это ругали, говорили, что это не очень правильно включать в состав учредителей органы власти. Но Заксобрание тогда тоже было абсолютно либеральным. Это плачевно закончилось для Заксобрания и его председателя Кравцова, которого обвинили в том, что газете выдавали кредиты без гарантии возврата. Кравцов судился много лет, добился полного признания невиновности, но политическая карьера его на этом закончилась. Тогда администрация Санкт-Петербурга боролась с Заксобранием за то, кто будет главным.
В 1998 году в газете появилось новое юрлицо, трудовой коллектив из учредителей и акционеров выкинули. Еще лет 6 газета несколько лет меняла акционеров, в том числе там был и финский издатель. В 2006 году газета вошла в Балтийскую медиагруппу Олега Руднова, где было много газет, радио и так далее.
Пик тиражей и доходов пришелся на 1991 год, тогда газета могла зарабатывать деньги, а еще были лимиты и твердые цены на печать и бумагу. Потом все стало рыночным и стало сложнее. Газета закрылась в 2015 году и не дожила до столетия четыре года. (После смерти Олега Руднова Балтийскую медиагруппу купил другой медиамагнат – Арам Габрелянов. Он и закрыл издание, сославшись на его нерентабельность. (spbdnevnik.ru)
Журнал «Город» появился потому, что в Москве и в мире были еженедельные журналы, а в Петербурге не было, и решили, что эту нишу надо занимать. Журналов было очень много, но сейчас остался лишь «Эксперт Северозапад» и журнал «Город».
С собственниками у журнала было не так занимательно, как в газете «Смена», сначала было 6 собственников, потом они решили, что им это не надо, стали искать новых, нашлось много желающих и, в конце-концов, издателем журнала стало ООО «АЖУР-Инвест».
Мы периодически решали, что надо «дружить» со Смольным, то есть с администрацией, потому «что там же деньги», но у нас никогда не получалось это. Как-то мы решили, что будем партнерами экономического форума в Петербурге, под какие-то рекламные бюджеты. Взяли интервью у Матвиенко, поставили на обложку, и получилось, что на фото у нее одна нога короче другой. Возник скандал.
До какого-то момента в России была куча желающих поучаствовать в работе СМИ, стать спонсором или инвестором издания. Со временем их становилось все меньше и меньше, по журналу «Город» я вел переговоры в 2020 году. Но предложение было такое ужасное: типа, вы нам все отдаете, все права – у нас, вы, ладно, поработаете в штате немножко, а там поглядим. Сейчас подобных инвесторов почти не осталось, по политическим СМИ, вообще, не осталось. Для инвесторов это оканчивается плохо.
Мы постоянно представляем журнал, зовем читателей, регулярно организуем встречи.
Это такой способ продать какое-то количество экземпляров. До 2024 года не было никаких вопросов о предоставлении помещения для встречи, хотя СВО вовсю шла. Мне просто говорили: подумай, Сережа, что говоришь, здесь все стены с микрофонами и телефонами, пусть политики говорят.
А в этом году нам отказали в Доме журналиста. Посмотрели журнал, а там в статье написано «господин Гундяев», вместо «патриарх Кирилл», или написано «мультяшный губернатор Беглов» и что-то еще. Но я думаю, что не это послужило причиной. Просто все боятся.
У меня есть чудесная история, связанная с порталом mashnews.ru («Новости промышленности»). У меня в редакции есть иноагент Алексей Горпинченко. Об этом стало известно, через день, буквально, владельцу доложили немедленно.
Я уж думал, что директор промышленного завода вместе со всеми юридическими службами скажут, что не надо такого. Но смелый человек не побоялся общаться с иноагентом.
Я считаю, что наступила новая эпоха. «Телеграм» – как основной вид донесения информации. Чем хорош «Телеграм»: никакого барьера при входе на рынок нет, народ там живет и никуда больше не уходит. Каждый может создать телеграм-канал прямо сейчас.
Как появился наш канал МЭШ? Владелец завода сказал, найдите мне домен, нашли, домен назывался mashnews.ru. У меня много знакомых, которые не переходят на большие тексты и считают, что вполне достаточно вот этого небольшого материала в «Телеграм»: по деньгам – больше денег за рекламу приносили «Телеграм», на втором месте – Youtube канал, сайт приносит иногда чего-то. Не могу сказать, что сайт привлекает рекламодателей. «Телеграм» привлекает однозначно.
Журналистов все ищут. Самое востребованное — выпускающие телеграм-каналов. Это – тяжелая работа, не интересная, но там готовы платить. Сейчас, вообще, не важно, где находится этот выпускающий при удаленной работе.
Что мы потеряли от того, что печатные СМИ отступают, а «Телеграм» наступает? Мы потеряли красивое оформление, заголовки, которые никому не нужны теперь.
Но печатные издания – это некий исторический фонд. В нем уже ничего изменить не можешь, ошибки не исправишь. Но я знаю большое количество читателей, которые хотят читать печатную прессу, в том числе молодые.
Я пытаюсь делать то же, что и многие из вас, не такое политизированное, не такое смелое, как «Арсеньевские вести», которые я почитал и подумал, что не поставлю я такое здесь. Все время думаешь, что надо себя поберечь для будущего, не обязательно сегодня погибать.