фото

От новогодней ночи ждешь чуда, хотя бы по телевизору, но диво-дивное по центральным каналам было с «душком». Оба огонька на «Первом канале» и канале «Россия 1», были как под копирку. Одни и те же лица прыгали и веселились как по шаблону, словно, дежавю, или бесконечный день сурка – вот что смогли показать наши телевизионщики вместо интересного шоу.

Словно прочитал мои мысли продюсер Максим Фадеев, который назвал «адом» новогодние «огоньки» на Первом и «России». В своем микроблоге он признался, что не смог досмотреть ни одно музыкальное шоу.

«Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки, и всё вместе это – просто погружение в ад! Я искренне боялся переключить на Первый или Второй каналы, чтобы не попасть в «прошлое», на сельский утренник по заявкам из 1980-х. Как можно довести телевидение до такого безобразия и такого безвкусия? Я в шоке!»

– Будучи ребенком, я смотрел те же каналы, и, видимо, из музруков никто не поменялся, пока я рос, – заявил Максим. По словам продюсера, развлекательное телевидение в таком виде – это верх пошлости и безвкусия.

Петиция под названием «Остановите новогоднее телебезобразие!», опубликованная 2 января на сайте Change.org, за три дня набрала 10 тыс. голосов. Сбор подписей еще продолжается, и в случае успеха петиция будет направлена руководителям Первого.

Часть комментаторов в блоге продюсера поддержала его возмущение, другие предложили просто не смотреть то, что не нравится. Впрочем, каких-либо альтернатив авторы петиции (равно как и Фадеев) не предложили, а просто рассуждения о том, что на телевидении всё плохо, давно являются общим местом – причем плохим может быть объявлено вообще всё что угодно, в зависимости от предпочтений обвинителей.

«Газета.Ru» попробовала разобраться, что смотрят российские телезрители в новогоднюю ночь и насколько им это интересно.

Вечером 31 декабря и в ночь на 1 января самыми популярными передачами вот уже много лет остаются обращения президента России. Популярность эта оправданная: куранты, которые начинают бить сразу после завершения торжественной и небольшой (президент говорит около трех минут) речи, фактически остаются единственным способом узнать, что Новый год всё же наступил, что пора поднять бокалы с шампанским и загадать желание.

Соответственно, все остальные программы всех без исключения каналов идут как дополнение к этому моменту – фоном для нарезки салатов или для новогоднего застолья.

Среди каналов в новогоднюю ночь традиционно лидируют Первый и «Россия 1».

По данным «TNS Россия», показанные по этим каналам обращения президента показывают самый высокий рейтинг (15,2% у Первого и 11,8% у «России» в 2015 году по всей России среди аудитории старше 4 лет). Данных за 2016-й пока нет.

Ожидать полуночи россияне предпочитают под какую-нибудь новогоднюю комедию или мелодраму – в 2015-м это был фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» (шел по Первому и получил рейтинг 9,8%, заняв третье место в новогоднюю неделю).

В 2014-м и 2013-м такой картиной стала небезызвестная «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова (8,6% и 9,0% по тому же Первому), в 2012-м – снова «Иван Васильевич», а в 2011-м – «Новые приключения Алладина» (10,2% на «России»). Все эти фильмы выходили в эфир непосредственно перед стартом новогодних развлекательных шоу, и, как и в случае с обращением президента, выбор чего-то привычного в предпраздничной суете более чем обоснован.

Глас народа

Как оказалось, наболело не только у известного продюсера, но и у простых россиян. Крик души Макса Фадеева приняло близко к сердцу большинство из тех, с чьим мнением мало считаются при составлении телепрограмм:

«Неужели они не видят, что это просто уже стыдно! Бездарные сценарии и их воплощение – верх пошлости! Уже в Интернете выпуски простых блогеров популярней, чем на этих пафосных двух кнопках! Жаль наших артистов, которые по привычке соглашаются участвовать в «Бале у сатаны»! Господи, когда закончатся «Песни года» и «Голубые огоньки»?

13 лет назад композитор Александр Новиков написал это письмо Владимиру Путину, где почти как Макс Фадеев раскритиковал голубые огоньки центральных каналов. К сожалению, с тех пор ничего не изменилось.

«Вот и наступил Новый год. И когда под бой курантов все загадывали заветные желания, я тоже загадал. Я – это Александр Новиков, поэт и композитор, которого очень редко показывают по телевизору, который сочинил «Извозчика», «Помнишь, девочка?..», отлил колокола для Храма на Крови на месте расстрела семьи Романовых и много чего ещё сотворил. В том числе и это письмо, после которого прекратят показывать, думаю, и вовсе. А желание я загадал фантастическое: хочу, чтобы всё написанное здесь прочитал президент – мало ли каких чудес в России не случается!

Так вот. Пробили куранты, а далее надо бы как во все годы – гимн страны. Ан, нет. После двенадцатого удара – реклама. По крайней мере, так было на ОРТ. А дальше – концерт по всем каналам.

Уважаемый Владимир Владимирович! Если Вы не видели – много потеряли. А если видели, должно быть, многое поняли.

Лично я понял следующее. Какое же мне выпало счастье не участвовать в этой групповой ублюдизации великих произведений «Женитьба Фигаро» и «За двумя зайцами». Не прыгать в этом телебардаке, гордо именуемом «Голубой огонек», в стаде ряженых, изо всех сил изображающих радость на лице и праздник в студии. Выполняющих идиотские команды графоманов-режиссеров и произносящих дурацкие и наипошлейшие тексты бездарных сценаристов.

Мне не выпало «счастье» с гребнем на башке изображать графа, который, следуя оригиналу «Женитьбы Фигаро», – не лупоглазый гей, а действительно мужчина, любимец женщин. А жене моей Маше, слава Богу, не выпало «удовольствие» падать брюхом на стол, задирать подол, показывать задницу и вопить, и скакать из канала в канал в образе бордельной мадам. И орать, орать пошлятину, отсебятину и бредятину. Через экран на всю страну.

Бросились мои гости щелкать пультом – дай, другое что посмотрим. Ан, нет. Те же рожи, тот же бред, только в другой опере. Думали – пульт барахлит. Ан, нет! Всё работает. И взяла тогда нас горькая тоска.

И только изготовились испить мы с огорчения стопку, – глядь! – какой-то дяденька в экране навстречу Великой кинозвезде зайчиком скачет. Пригляделись – культур-министр! Потрясающий по своей сценографии и задумке номер. Браво, министр! Вот и пригодился Ваш театральный опыт. Шикарно, феерично! Культур-мультур номер с большой перспективой на будущее. После 14 марта может Вам ещё раз пригодится.

Потом вышел к микрофону один мой коллега в сталинском френче, заложил по-наполеоновски руку между третьей и четвертой пуговицей, да и запел. А глаза-то грустные. И вижу я, что всё это он понимает и крючит его от этого потому, что он не глупый, но, как говорится, попал в поросячью стаю, в грязи можешь не колбаситься, а подхрюкивать и подвизгивать – будь любезен. И подумалось мне в который раз: Господи, как хорошо, что меня ты миловал!

И вспомнилась мне моя грустная тюрьма за мои грустные песни, вспомнились работники правоохранительных органов, которые меня за них сажали, а не «менты», какими кличут сегодня их коллег…

И вдруг, глядь – на экране генерал. Да не простой – милицейский. Гримасничает, подмигивает. Думал – ряженый. Или оборотень какой, специально для «огонька». Ан, нет. Действующий – Дирижером служит.

Вот, ведь какая штука бывает в России – милиционер не поймавший ни одного преступника может дослужится до генерала. Майоры, подполковники, полковники райотделами командуют, сержанты и рядовые бандитов ловят, а генерал палочкой машет. А хор, милицейский, разумеется, кривляется, паясничает и рот под фанеру разевает. Сила!

И подумал я в эту минуту уже на полном серьёзе: будь я Президент, у меня этот генерал в первый же посленовогодний день истово маршировал в Чечне, а весь этот «милицейский» хор – на ночных улицах, на охране общественного порядка. И было бы это честно и справедливо по отношению и к гражданам, и к их милицейским коллегам, и к понятию офицерской чести и долга. Не за участие в «огоньке», а за кривлянье, приспособленчество и дискредитацию самого образа защитника общественной безопасности.

И потянулась рука моя сама собой к рюмке, но вспомнил я, что совсем не пью – ни водки, ни вина, ни пива. Ни в праздники, ни в будни. И не курю. И стало мне от этого ещё плохей – на трезвую голову такое с восторгом не посмотришь. А смотреть надо. Хотя бы потому, чтоб написать это.

А друзья опять – бац! – на кнопочку. А там, в гостях у одного юмориста, одна звездная семейка. И опять – дешевка, пошлятина, бытовуха. Такое впечатление, что выворачивают нам в лицо свое грязное нижнее белье, трясут им, нюхают его, лобызают, сами от этого же кайфуют, не понимая, какие они в этот момент мелкие, жалкие и ничтожные. Ладно бы у себя дома. А то ведь через экран на всю страну, да и на другие страны.

От нашего с Вами имени

Представляю, какими глазами эти страны, тоже говорящие по-русски, глядят на нас.

И подумалось мне опять на полном серьёзе: вот оно видео-изображение пошлятины, нарциссизма, кумовства, торжества бездарности, возведенной в ранг телевизионной политики развлекательного эфира.

Сегодня нашей стране как никогда нужны герои. Но для того, чтобы они выросли из мальчишек, прототипы этих будущих героев должны быть уже сегодня на экранах, в кино, в книгах и в народной молве.

Козлобородые гуру, гребнеголовые зайки, борделетипажные примадонны, русофобствующие смехуны и иже с ними, не имеющие пола вообще, – неважные примеры для подражания.

Я умышленно не указал здесь ни одной фамилии, кроме своей и Вашей. Потому, что про нас с Вами могут не понять. А про них понятно и без указания таковых.

А ещё простите мне мою вольность связывать две фамилии – Вашу и мою. Но у меня есть, по крайней мере, два основания для того, чтобы сделать это:

Вы, так же как и я, не участвовали в этом шоу.

А я, так же, как и Вы, люблю Россию».

Возможные альтернативы

Каналы вряд ли в обозримом будущем откажутся от новогоднего эфира – даже несмотря на обращение, адресованное Эрнсту и Добродееву, которые наверняка понимают, что больше всего критикуют то, что чаще смотрят. Очень уж большая часть россиян встречает Новый год дома, за столом, рядом с работающим телевизором – что означает большую аудиторию, привлекательную для рекламодателей. Отказаться от традиции показывать в ночь с 31 декабря на 1 января условный «Голубой огонек» (обычный в последние годы идет на «России 1» после полуночи) каналы смогут только из-за резкого падения рейтингов – как, например, недавно поступил Первый с сериалом «Обратная сторона луны – 2» или трансляцией собственного кубка по хоккею.

Впрочем, альтернатива есть уже сейчас – даже помимо ухода от телевизора на улицу.

В 2015-м среднесуточный рейтинг «России» на новогодней неделе оказался немного ниже (12,9%, Первый сохранил 15,4%), зато порог в 5% смогли перешагнуть уже семь каналов (в 2014-м их было пять) – к лидерам присоединились НТВ (7,8%), ТНТ (7,4%), СТС (5,5%), «РЕН ТВ» (5,3%) и «Пятый канал» (5,2%). На которых тоже идут развлекательные новогодние шоу – на СТС, например, показывают специальный выпуск «Уральских пельменей», а на ТНТ – не менее специальный «Камеди Клаб».

В принципе, все новогодние программы на основных каналах снимаются заранее и очень редко идут в прямом эфире – отсюда и переходящие с кнопки на кнопку звезды эстрады, которые, пожалуй, вызывают наибольшее раздражение у аудитории.

Но нельзя и сказать, что с этим совсем никто не пытается бороться – на том же Первом в шоу принимают участники «Голоса», которых никак нельзя обвинить в том, что они мелькали на телеэкранах еще в прошлом столетии. Но, несмотря на разные форматы, которые каналы предлагают ежегодно, отучить зрителей называть все новогодние шоу обобщенным «Голубым огоньком» и хоть как-то различать их, видимо, получится очень не скоро. Если вообще получится.

Вероника Малинина, по материалам СМИ (сайт Александра Новикова, Газета.ру»), фото от Эллен фон Унверт, podkat.ru