фото

Продолжение, начало в №33, 34, 35, 36, 37

«Бродят тут всякие!»

Самым мелким героям сказки о Золотом ключике: пиявкам, летучей мыши и т.д. послужили самые величественные прототипы! Скажем, объясняется это тем, что дом, в котором жил Алексей Толстой, напрямую соединяет с Ленинградским зоопарком улица под названием Зверинская. Пиявки – это красные полоски на флаге США, а Дуремар – Дядя Сэм. Надеемся, эта шутка вам понравилась!?

Или, вот, скажем, Летучая мышь. Рассказ только о её прообразах выльется в целую повесть! К примеру, Толстой и не подозревал, когда, следуя протоптанной дорожкой своего любимого поэта Александра Блока, проходил мимо дома, числящегося по адресу Большая Зеленина улица, 37, упомянутого в знаменитом стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…», что в этой «аптеке» в конце ХХ века снимут музыкальный фильм «Летучая мышь».

Как-то постоянно упускается из виду, что, хотя Алексей Толстой был безответно влюблён в Серебряный век (закат Золотого века), сам, что называется, «с потрохами», принадлежал уже веку Железному. И только компромисс между любовью и образованием сделали его писателем!

Он, как говорится, слишком много знал. Поэтому пенять Алексею Николаевичу на то, что «Аэлита якобы списана с «Принцессы Марса» А. Берроуза, просто смешно! Достаточно обратить внимание на то, что фантастическая повесть была написана им не где-нибудь, а через дорогу от будущей Военно-космической академии имени Можайского.

Случайность? Случайное совпадение? Ха! Ха! Ха! Вспомним, что это институтский профессор Розинг проводил опыты по беспроводной передаче изображения на расстоянии. Так начиналось телевидение. Хотя слова такого ещё не было! В годы учёбы Алексея Николаевича в Техноложке в Петербурге и в университете в Дрездене физики, химики, биологи начали вплотную подбираться к тайнам ядерной энергии!

Проблема в том, что Алексей Николаевич был готов к бОльшим открытиям, шагающим далеко за пределы ХХ века! Не верите? Хотите доказательств?! Легко! Толстой интересовался русскими народными сказками не только как устным творчеством, но и как волшебным покрывалом, накинутым на грядущие открытия и, не побоимся этого слова, откровения!

Зададим себе вопрос: знал ли Алексей Николаевич о компьютере? А как он мог не знать, если читал в сказках о серебряном блюдечке и золотом яблочке? Это ведь и есть описание компьютера, хоть и не совсем от фирмы «Эппл» («Яблоко»)! Не даром его первый (умерший) сын Юра «объявился» через 50 лет в Юрии Гагарине на заводе «Вулкан», здесь же, на Петроградской стороне. А погиб Гагарин ровно через 60 лет после смерти Юры Толстого! Неудивительно, что второй сын Толстого (выживший) Никита стал физиком-атомщиком. Семейная традиция!

фотоАлексею Николаевичу были интересны не самолёты ближайшего будущего, а интересен «злой полёт» и «полёт добрый». В сказке о Золотом ключике это два летуна: один «способствует (внешнему) освобождению» - летучая мышь. Вы помните, куда она приводит главного героя? «Привела!» - кричит она коту Базилио и лисе Алисе. Другой – спасает, даже против своего желания. Это Лебедь!

Нельзя сделать человека свободным, откуда его ни вытаскивай! По крайней мере, от собственной глупости. Но можно спасти, если он сам приложит к этому все усилия.

Примерно так говорит экскурсовод возле перехода через Каменноостровский проспект! Стоя здесь, экскурсанты напоминают известного богатыря на картине художника Василия Васнецова «Витязь на распутье». Налево пойдёшь… Направо пойдёшь… Прямо пойдёшь…

И всё это, для этого места, – правда! «Не туда» свернул космонавт Герман Степанович Титов, и его с нами нет! «Туда» Фидель Кастро Рус, и дай Бог ему здоровья! «Туда»! «Не туда!» Ясно, что читателям или слушателям не очень понятно! Но попробуем разобраться!..

Направо пойдёшь – Каменноостровский дворец найдёшь! Налево пойдёшь – Аничков дворец найдёшь! А прямо пойдёшь – Дворец молодёжи найдёшь! Все три дворца связывает между собой детство как таковое.

Причём Дворец молодёжи – детство Буратино! На месте дворца он лежал бревном, пока дерево не высохло и его не перевезли сюда, где мы стоим перед Каменноостровским проспектом, опираясь спиной об угол мебельной фабрики Мельцера – «мастерской столяра Джузеппе!»

В двух шагах от занимаемого экскурсантами пятна тротуара произошёл забавный случай!

Когда Гагарин полетел в космос в 1961 году, рабочие чинили крышу в доме № 57 по Каменноостровскому проспекту и смолой сделали надпись во весь щипец: «Ура, Гагарин!» В то время рабочие были грамотными, не то, что современные хулиганы, в одном неприличном слове делающие две ошибки.

Надпись сохранялась лет сорок. До самых девяностых годов, когда сначала её завесили рекламой, а потом и затёрли вообще. Это граффитти ещё свежим видел Фидель Кастро, когда в открытом лимузине проезжал по Кировскому проспекту в Каменноостровскую резиденцию. Но что оно означает? Похоже на надпись протеста! Может быть, «Долой Кастро!»? Или ещё того хуже: «Кубе – нет!»?

Фидель решил разобраться лично! Вышел из резиденции, перешёл Каменноостровский мост, и – вперёд! Зарисовав надпись, он, «для приличия», заглянул в зеленной магазин, а когда выходил обратно, в узком приямке столкнулся со мной, посланным за картошкой. Но я его не узнал: «Бродят тут всякие! Без сумок, без сеток, только бы пошататься!» Ну и «дуремар» же я был, право!

Всеволод Мельников.

Фото автора.

Продолжение.