фото

30 декабря был суд над Татьяной Сухаревой, из которого я вынесла некоторые детали дела.

Для тех, кто не в курсе, Татьяна Сухарева — феминистка, которая активно участвовала в движении, посещала практически все фем-мероприятия, много писала о феминизме на своей странице, имеющей более 2000 подписчиц, на сайте «Эхо Москвы» и в других местах.

В начале 2014 года она запланировала создание Фонда поддержки женщин и гендерного равноправия «Женская сила», подготовкой которого занималась вплоть до своего ареста. Она хотела продвигать свои идеи в органах власти, для чего выдвинулась кандидаткой в Мосгордуму. Чтобы зарегистрироваться в качестве кандидатки, ей пришлось вступить в одну из партий в Госдуме — «Справедливую Россию».

Для начала скажу, что это заседание началось на 5,5 часов позже, чем было назначено. Бюрократическое хамство в судах — обычное дело, однако раньше (я побывала более чем на 50-и судах) максимальная задержка составляла 2 часа. Возможно, потому, что те суды были более громкие, известные и пользовались солидной поддержкой людей на воле.

Здесь ожидающих было всего 5: два адвоката и помощница одного из них, мама Татьяны и я. На прошлом заседании, где я присутствовала, людей было побольше: например, феминисток было 4.

Это заседания по продлению меры пресечения. Это такая фигня, которую применяют к подозреваемой до оглашения приговора. Существует залог, подписка о невыезде, домашний арест и крайняя мера — заключение под стражу, то есть в следственный изолятор (СИЗО). Эту меру законодательство рекомендует применять только в особо тяжких случаях, но на самом деле суды раздают ее направо и налево, без какой-либо связи с реальными обстоятельствами.

Татьяну арестовали 10 июля 2014 года. Вломились к ней домой с обыском, потом поехали в офис, где тоже провели обыск. Все это заняло больше полусуток, в течение которых Татьяну держали без еды, воды, не давали встретится с адвокатом. Давили на нее, пытаясь принудить к самооговору — то есть чтобы она подтвердила их обвинения. И даже били — сильно ударили по спине, причинив травму позвоночника, который у нее до сих пор болит.

Татьяну обвиняют в продаже поддельных полисов. По этому делу проходит множество обвинямых. Ведет его следователь Усольцева. По словам адвокатов, им не дают знакомиться с делом, также с ним не знакомят Татьяну. За полгода, что она сидит за решеткой, не проведено ни одного следственного действия, ее не допрашивали, не было никаких опознаний и очных ставок, в-общем — ничего не было. Ее просто заперли и все.

Из того, что известно — есть некий подозреваемый Бельченко, которого взяли с поддельными полисами. При этом он находится под подпиской о невыезде. С Татьяной он незнаком. Есть некий подозревамый Кириллов, одно время работавший у Татьяны. Все обвинения против нее строятся исключительно на его показаниях. Сам Кириллов при этом тоже под подпиской о невыезде. С заявлениями потерпевших мутно. Есть некая Ильина из Саранска, которая обращалась в полицию 3 февраля 2014 года и ей было отказано в возбуждении уголовного дела. Зато потом, через несколько месяцев, о ее заявлении вспомнили и включили его в дело.

Само дело довольно мутное, но еще мутнее участие Татьяны в нем. Показания одного подозреваемого — это не доказательство, тем более странно, что этот подозревамый на свободе, а Татьяна в тюрьме. Мы считаем, что в СК нашли подходящее дело, к которому ее можно пристегнуть, поскольку она владелица страхового брокера.

Таким образом с дороги убрали кандидатку в Мосгордуму. В ее районе баллотировался кандидат от партии власти Орлов, кандидат от Яблока Федорук, который одновременно состоял в «справедливой россии», поэтому его сняли с выборов. И еще два кандидата с откровенно низким рейтингом — для галочки.

Татьяна была единственной серьезной конкуренткой Орлову, который в итоге и победил с результатом 59%, и это при явке в 7%! Татьяна к тому времени уже 2 месяца сидела в СИЗО. За ней пришли как раз в тот день, когда она должна была получить удостоверение кандидатки в Мосгордуму, дающее определенную неприкосновенность.

Татьяна активно участововала в проектах либеральной оппозиции, в том числе помощи политзекам. Когда она стала много писать о феминизме, отстаивать феминистские идеи, многие либералы к ней охладели (как это обычно бывает). Особенным кощунством они сочли то, что Татьяна, ради возможности баллотироваться в Мосгордуму, вступила в партию «Справедливая Россия».

Когда арестовали Татьяну, они тут же открестились, заявили, что не считают дело политическим, не ознакомившись даже поверхностно с самим делом. При том, что репрессии к оппозиционным кандидаткам применяют регулярно. Например, в прошлом году завели уголовное дело на Константина Янкаускаса, который баллотировался туда же, в Мосгордуму — он сидит под домашним арестом на обслуживании у жены. Либеральная оппозиция дружно считает его политзеком.

Партия «Справедливая Россия» Татьяну тоже кинула — попытки ее штаба их расторморшить успехом не увенчались.

В результате все, кто имеет медийный ресурс, отказываются освещать это дело. Более того, сразу после ее ареста в про-властных СМИ прошли публикации, представляющие ее как мошенницу, и некоторые либералы усиленно старались ее потопить — те, с кем у нее в прошлом были личные конфликты, и их друзья. Надеюсь, они не приложили руку к фабрикации дела.

Когда через 5,5 часов суд таки начался и привели Татьяну, я заметила, что она сильно похудела и постоянно кашляла. Жаловалась на сильное глазное давление, боль в позвоночнике, обострение хронических заболеваний. Сказала, что у нее в камере сидят 40 женщин, и половина — по статье 228 (наркотики), причем даже за потребление. Никакой медицинской помощи ей не оказывают.

Следовательница Усольцева заявила, что срок следствия продлен до 9 марта и срок ареста Сухаревой следует тоже продлить до 9 марта. Не удосужилась привести ни одного основания, почему Сухареву стоит держать под арестом, а не выбрать другую меру пресечения. Адвокаты предложили домашний арест или залог в размере 1 040 000 рублей (сумма всего ущерба по делу). Cудья продлила арест.

По опыту прошлых дел, наилучшая помощь заключенным — это гласность. Поскольку у нас нет главных медийных ресурсов — ни про-государственного, ни либерального, нам нужно задействовать свои, конечно, несравнимо меньшие. Тем не менее, некоторые феминистки тоже публикуются в СМИ и имеют контакты, которые нужно задействовать. Нужно, по крайней мере, поставить вопрос, действительно ли за дело сидит Татьяна Сухарева, или ее убрали с дороги власти при попустительстве либералов.

Также важна моральная поддержка. Татьяна сказала, что ей пишут, но мало и редко. Давайте писать чаще — те, кто знает ее и те, кто ее не знает.

Письмо можно написать двумя способами

1) Через этот сервис http://www.fsin-pismo.ru/Letter-Client/main.html#new_letter, выбрав Москва. СИЗО 6, Сухарева Татьяна Викторовна 1974 г.р. Поставьте галочку в поле «получить ответ», чтобы Татьяна смогла вам его написать.

2) Бумажное письмо, адрес: 109383, Москва, ул. Шоссейная, д. 92 и фио адресатки. В конверт нужно вложить другой конверт, чтобы Татьяна смогла вам ответить.