Природа и мы: война  или  гармония Недавно депутат Законодательного собрания Галуст Ахоян, говоря о принятых краевыми парламентариями изменениях в Закон об особо охраняемых территориях, высказался в том плане, что, мол, «экологические организации нехотят, чтобы мы экономически развивались» (!).

С ним солидарен политолог Павел Наливайко:

– Действительно, в Приморье есть узкая прослойка людей, которые манипулируют интересами экологии. Однако они будут всегда, и к ним надо относиться спокойно. Не совсем ясно, какие на самом деле силы за ними стоят. Однако активисты всё ещё существуют и даже занимаются так называемым экологическим экстремизмом. У нас были случаи, когда защитники природы срывали реализацию перспективных проектов. (!)

Поистине: «Слово – серебро, молчание – золото…».

Приравнять нормальное желание самых совестливых людей сохранить баланс в природе к экстремизму – это что-то новенькое. Хотя не такое уж и редкое явление при диком капитализме.

Недавно одного из общественных экологов, Валерия Бочарова из Спасского района, в социальных сетях анонимные недоброжелатели назвали «самозванцем от экологии» и предложили  показать диплом эколога.

– А зачем обычному человеку, сельскому жителю, диплом эколога? – недоумевает Валерий Михайлович. - Это нормальная позиция человека. Инстинкт самосохранения, в конце концов! У меня нет высшего образования, я бывший военный, в данное время житель и староста села Вишневка. Не претендую на истину в последней инстанции. Если кто-то не согласен, пусть изложит свою точку зрения – но аргументированно, без оскорблений и передёргивания фактов!

Это письмо В. Бочарова в нашу газету – именная такая попытка разобраться в ситуации, сложившейся, к примеру, в Спасском районе.

«Экология – наука о взаимоотношениях живых существ между собой и со сферой обитания, а также о всеобщих связях в экосистемах. Она предполагает четыре основных закона:

1. Все связано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Ничего не дается даром.

4. Природа знает лучше.                                                                                                                       

Вдумайтесь в эти лаконично сформулированные принципы.

Водная среда – не будет планктона и других водорослей, мелких жучков-паучков (как говорит моя правнучка) – не будет пищи для мелкой рыбешки. Она же есть пища для более крупной рыбы, и так далее.

Не будет пчелы – не будет опыления, исчезнет много растений. А это пища для животных и человека.

Вот такая примитивная цепочка связей. Всё, что вырабатывает живое существо, должно куда-то деваться: преобразовываться в удобрения, служить пищей для других видов и т.д.

Пока не было на Земле бурного роста индустрии, экологический баланс сохранялся. Природа мгновенно реагировала на все катаклизмы (наводнения, землетрясения, пожары и  т.д.), снижая их разрушительность. Населения на планете было немного.

Но с середины 20-го века, при бурном развитии промышленности и кардинальном  изменении производства в сельском хозяйстве, развитии судоходства и самолетостроения, а также при резком увеличении численности человечества, начался глобальный экологический кризис.

Антагонизм между сферой обитания и живым существом (особенно человеком) существует постоянно – живое существо живет за счет среды, но рискует сделать ее непригодной для существования, преобразуя ее по своему усмотрению.

Мы помним девиз наших советских (да и других) прагматиков-материалистов: «Не надо ждать милостей от природы, взять у неё их – наша задача». Вот и натворили такого, что теперь и сами не знаем, куда девать горы бытовых отходов, нагромождения рудных отвалов, разливы нефти и айсберги уже не нужного пластика в океане. Реки и озера отравлены ядохимикатами, леса вырублены по несколько раз, воздух в мегаполисах насыщен вредными веществами, участились природные катаклизмы.

Не будем анализировать ситуацию в мировых масштабах. Посмотрим на конкретный Спасский район.

В советское время, с развитием индустриализации, при строительстве десятка заводов и жилых комплексов, начала умирать речка Кулешовка. Причина – полное отсутствие очистных сооружений либо несоизмеримость их мощности с объёмом стоков. Девять домов в микрорайоне имени Сергея Лазо, принадлежащие исправительной колонии № 6, до сих пор сливают канализационные отходы прямо в речку.

На ладан дышат очистные в микрорайоне имени 50-летия Спасска (в народе – арматурный завод): стоит подойти к селу Дубовскому – и Вы ощутите резкое зловоние ручья, текущего от очистных в речку Спассовку. Ни о какой очистке канализационных стоков давно уже нет речи: посёлок вырос – сооружения остались прежними, только обветшали и пришли в негодность.

В сельском хозяйстве зачастую использовали такие ядохимикаты, как ДДТ. Бездумно раскорчевали тысячи гектаров реликтовых лесов.

И сейчас продолжают махать «шашками Чапаева» – полным ходом идёт строительство запланированных шести громадных свиноводческих комплексов (каждый по 83000 голов). Они  дадут нам убийственный эффект для природы района, для жемчужины Приморья – международного озера Ханка, уничтожат всё  живое в районе строительства  и в округе.

После ввода в строй  (по плану 540000 свиней) этих шести свинарников на землю  Краснокутского сельского поселения будет ежедневно вываливаться  42-46 железнодорожных вагонов свиного навоза!!! Это более одного миллиона тонн в год. Столько канализационных отходов дает Владивосток со всеми его пригородами. Какая природа может выдержать такое изуверство?

Не надо быть ученым и дипломированным экологом, чтобы осознать всю пагубность и верхоглядство чиновников и бизнесменов, претворяющих в жизнь этот проект.

Основные законы системной экологии, изложенные в приложении к природопользованию, призваны регламентировать поведение человека. Это  жёсткие правила для тех, чья ненасытная жадность и беспечность («после нас – хоть потоп»), потребительское отношение к природе приведут в самом ближайшем будущем к экологической катастрофе. Правила эти адресованы не только рядовому гражданину, а, прежде всего, чиновникам с ограниченным кругозором (советую найти и прочитать книгу известного дальневосточного эколога профессора Б.В. Преображенского «Метафизика и метаморфозы естествознания», хотя бы главу 13-ю).

Лично мной, другими неравнодушными жителями, общественными организациями сёл и города Спасска три года ведется переписка со всевозможными государственными органами, начиная от президента страны В.В. Путина, и до руководства района, с требованием остановить это сумасшествие, это преступное, считаем, строительство. Увы… Очень уж большие бюджетные деньги надо освоить (а, возможно, поделить – есть и такое предположение).                 

На встрече общественников с представителями Корпорации по развитию Дальнего Востока и руководством ООО «Мерси Агро Приморье» (так называемые «якорные инвесторы» территории опережающего развития «Михайловский») чиновники мотивировали строительство интересами продовольственной  безопасности страны. По нашему мнению, пример чиновничьей изобретательности и словоблудия! Мы никогда не страдали от недостатка свиного мяса и мясопродуктов. Вы отдайте деньги, выделяемые для свиноводческих комплексов в виде дотаций, субсидий и беспроцентных кредитов,  фермерам и добросовестным частникам, и мы получим качественного мяса не меньше, но не без этой навозной проблемы.

В Ирландии, например, нет ни одного агрохолдинга сельскохозяйственного назначения, тем более животноводческого. Страну (4500000 населения) кормят 150000 фермеров!

Хотя поручиться за наше, пропитанное  коррупцией, современное общество, конечно, невозможно: не факт, что деньги дойдут  до конкретных производителей – их могут разворовать, как это не раз случалось…

Профессор Б.В. Преображенский считает, что «человек может сделать среду обитания непригодной за 10 лет». И это уже происходит на наших глазах.

Иногда меня упрекают, будто я смешиваю экологию и политику. Отвечу цитатой из книги В. Зубкова «Метафизика и метаморфозы естествознания»: «Экологическое мировоззрение – это, безусловно, идеология, отделить науку от веры и политики невозможно». Вот и получается, что, выступая за сохранение природы, против нарушений природоохранных законов,  коррупции в этой области жизни, мы в той или иной степени становимся и политическими деятелями.

Надеюсь, я понятно объяснил «Бывалому» и другим троллям в Интернете  (скрывающимся за псевдонимами), почему мне не нужен диплом эколога-эксперта. Каждый человек обязан быть таким экспертом. Каждый из нас – часть природы, а не её безраздельный господин!

Дипломированные экологи есть в комиссии по государственной экологической экспертизе таких проектов, как свиноводческие комплексы. Надеюсь, они ещё скажут свое веское слово.

Несмотря ни на что, активисты-экологи нашего и района, и города будут и дальше вести работу (не люблю слово борьбу) против дальнейшего строительства свиноводческих комплексов, против нарушений экологических законов и уничтожения нашей природы. 

Да, мы не хотим жить в свинарнике! Да, мы хотим дышать чистым воздухом, а не смертельно опасным «коктейлем» из аммиака с сероводородом!  Да, мы хотим сохранить  наш район и край для детей и внуков! Разве это преступление? Мы – не безмолвное стадо, и не сдадимся!»

К публикации подготовила Ольга КУПЧИНСКАЯ,

г. Спасск-Дальний Приморского края..

Рисунок Ekotrans.su