фотоАкции протеста населения против строительства новых свиноводческих комплексов в Спасском районе и движение за экологическую безопасность уже существующих свинарников, многочисленные обращения активистов в контролирующие инстанции, похоже, начинают открывать глаза ослепшей власти на острую проблему.

Проснулась, наконец, от летаргического сна администрация района. Глава её Алексей Салутенков издал 21 марта распоряжение «Об организации и осуществлении мероприятий по защите населения Спасского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Создана рабочая группа по ежемесячным обследованиям (осмотрам) без взаимодействия с собственниками и пользователями территории района (а то ведь всесильные инвесторы ТОРа не пускают на территорию комплексов даже экологов и глав сельских поселений!).

И через два дня родился первый акт визуального осмотра полей сельскохозяйственного назначения предприятия «Мерси Трейд», на которые сливаются из лагун-накопителей жидкие отходы жизнедеятельности комплекса.

Факты слива подтвердились. Ручей навозной жижи направляется в речку Кулешовку.

Об этом глава района уведомил межрайонную природоохранную прокуратуру, приложив к письму не только акт визуального осмотра, но и фотографии, попросив принять меры прокурорского реагирования к предприятию «Мерси Трейд».

Кстати, Владивостокская межрайонная природоохранная прокуратура – пожалуй, единственная инстанция, которая не раз проводила проверки, выявив более 20 серьёзных нарушений, и последовательно борется за экологическую безопасность населения. Возможно, потому, что она – вне влияния приморских чиновников, так как подчиняется Амурской бассейновой природоохранной прокуратуре.

Вряд ли Алексей Яковлевич ожидал, что поднятая им «дубина» вторым концом ударит и его. Природоохранная прокуратура решила исследовать все обстоятельства этого дурно пахнущего дела с самого начала и 26 марта приняла решение провести проверку в отношении самой администрации Спасского района, чтобы оценить законность предоставления местными чиновниками земельных участков «Приморскому бекону» и «Мерси Трейду». В частности, будет изучено соблюдение требований градостроительного, земельного, природоохранного законодательства.

Проведение проверки поручено помощнику природоохранного прокурора Анне Швырёвой.

А через несколько дней основательно «подогрел» ситуацию массовый пикет в Спасске. «Застрельщиком» его стали, как всегда, активисты Совета общественности Краснокутского сельского поселения. К ним присоединились представители села Малые Ключи и горожане.

Они выдвинули три основных требования:

Жители сёл Вишнёвка, Красный Кут и Евсеевка – категорически против строительства мега-свиноводческого комплекса на 540 000 голов в год вблизи Вишнёвки.

Немедленно прекратить слив не обеззараженной навозной жижи в речку Кулешовку и затем – в озеро Ханку.

На действующих комплексах «Приморского бекона» и «Мерси Трейд» Михайловского ТОРа построить очистные сооружения с полной утилизацией навоза.

ОТКУДА ДУЕТ ВЕТЕР?

И произошло три неожиданности.

Первая. В этот раз сторонник строительства новых свинарников под Вишнёвкой, глава администрации Спасска Вячеслав Квон не решился воспрепятствовать акции, как сделал это ранее, когда под благовидным предлогом не подписал ходатайство организаторов на проведение митинга: «площадь будет занята спортивным мероприятием». И она действительно оказалась занята: несколько школьников во главе с учителем провели получасовую физзарядку.

Конечно, коллективный пикет – не массовый митинг. Стоят себе люди в отведённом властью месте с плакатами - молча стоят. Таковы правила. А на митинге нешуточные страсти могут вскипеть: «ароматы» от свинарников докатились уже до многих микрорайонов города, а свиная жижа перебралась через федеральную трассу и двинулась в соседнее село Прохоры.

Вторая. МЧС с пожарными в тот же день и тот же час отрабатывали тушение пожара в торговом центре «Спектр техники». Условного, конечно. Но людей из магазина «спасали» так рьяно, что выводили налегке, без курток и пальто, на улицу, хотя ветер дул пронизывающий и холодный.

По иронии судьбы, шланги (пустые, конечно, - тревога учебная!) проволокли с большой скоростью чуть ли не по ногам участников пикета, развернутого около фонтана на так называемом малом Арбате, к цветочному магазину «Аризона», хотя тот явно не «горел», и обратно. К счастью, все пикетчики сумели увернуться от стремительно ползшей «кишки». Я, как и герой известного фильма «Крёстный отец» дон Корлеоне, не верю в такие совпадения.

Третья. На пикете присутствовала депутат краевого Законодательного собрания Татьяна Сергеевна Косьяненко. И дала интервью местному телевидению «Орбита». Типа, она – с нами, и вообще СМИ (камешек в мой огород) исказили её позицию. Да, рабочие места нужны, и мясо – тоже, но всё должно быть в рамках закона, и свиноводы не имеют права нарушать экологические нормы, сливая навозную жижу на рельеф, в ручьи и речку. Народ внимал. И кое-кто - верил.

Я же вспоминала скандально известные «общественные слушания» в Прохорах по строительству очередного мега-свинарника под Вишнёвкой и аплодирующую поборницу закона и порядка, когда работники действующих свиноводческих комплексов массово проголосовали за строительство остальных запланированных предприятий – по тому же проекту, не предусматривающему нормальную утилизацию отходов жизнедеятельности животных. Сохранились фото. Они ярче и надёжнее, чем память, зафиксировали этот момент.

Ну да ладно. Я всё равно порадовалась. Прозрела ли депутат, или это – банальная мимикрия, - такая смена настроя свидетельствует: назревает какое-то событие в пользу местного населения, отстаивающего своё конституционное право на нормальную среду проживания.

Значит, назревают какие-то перемены. Политические «флюгеры», пусть со скрипом, но поворачиваются, а они всегда держат нос по ветру…

На Вишнёвском комплексе побывал главный консультант Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Алексей Шпанко.

Алексея Геннадьевича в Спасске хорошо знают. Молодой эколог появился в городе в 90-е годы – в разгар «боёв местного значения» за прекращение производства на заводе минеральной ваты, которая выпускалась с применением ядовитого фенола, и против строительства на 44-м километре, в девственной тайге, полигона по захоронению особо токсичных отходов. Краевые чиновники «удружили».

Тогда остро стоял вопрос, куда девать радиоактивные сливы с подводных лодок в Большом Камне. Кстати, природоохранную прокуратуру Приморья возглавляла в то время обожаемая многими депутат Государственной Думы, «защитница народа» Светлана Петровна Горячева. Приезжала, помню, в Спасск. Не могу забыть её аргумент: «Ну, сколько тут населения! Не во Владивосток же эту гадость тащить!». Я возмутилась: «Да, там живёте Вы с семьёй, а здесь Вам не жить…».

Город, задыхавшийся от смога, взорвался митингами протеста, бурными заседаниями Совета народных депутатов, осветился массовыми факельными шествиями.

В общем, завод минеральной ваты закрыли, полигон строить не решились.

Алексей же Шпанко поднял новую тему: цементные заводы загрязняют воздух пылью, которая оседает в лёгких людей и животных, цементируя их, вызывая силикоз, аллергию, бронхиты. Кстати, Спасск до сих пор держит печальное первенство в крае по онкологическим заболеваниям. И Алексей дал в СМИ интервью, где, с фактами и примерами, рассказал о ситуации. За что и поплатился. Система «выдавила» чиновника, осмелившегося быть честным.

Я порадовалась, что именно этот человек осматривал наши свиноводческие комплексы. Алексей Геннадьевич не мог скрыть шок от того, что ему довелось увидеть: перерытая каналами земля, сброс фекальных вод на рельеф…

А через пару дней в Вишнёвку приехали представители Россельхознадзора из Уссурийска. Рассказывает сопровождавший их активист Совета общественности Краснокутского поселения Владимир Михайлович Бочаров:

«На комплексе «Приморского бекона» нами обнаружено, что слив навозной не обеззараженной жижи от свинарника производится в прорытые каналы МИМО прудов-накопителей и далее на рельеф. От такой картины, как говорят, волосы дыбом становятся. Такого варварства мы пока не видели, но вот довелось.

Не знаю, какие меры примет Россельхознадзор, но, по моему мнению, это просто уголовное дело! У нас не будет пожара, как в Кемерово. У нас сработает бомба замедленного действия – экологическая катастрофа.

И тогда начнут искать виновных в ней. Но природа уже окажется безвозвратно отравленной на сотни лет. Свиноводческие комплексы, построенные без положительного заключения государственной экологической экспертизы и по проектам, не предусматривающим стопроцентную утилизацию отходов производства (навозной жижи), представляют серьёзную угрозу здоровью и жизни людей, особенно детей. Навозные стоки отравят водные источники, а смесь сероводорода, аммиака, дебутилкаптана и ещё шестнадцати различных ядовитых веществ, которая выбрасывается в воздух, в определённой концентрации может вызвать не только аллергию, но и остановку дыхания!»

Кстати, с подобными проблемами наверняка столкнётся и Михайловский район. Там тоже строится громадный свиноводческий комплекс ещё большей мощности, чем у нас. И наверняка, по аналогичным проектам.

Один из участников обсуждений в интернете темы бесчинства на Приморской земле инвесторов Михайловского ТОРа написал, что и Ханкайский агропромышленный комплекс «ГринАгро», специализирующийся на производстве и переработке молочной продукции, базирующийся в селе Алексеевке, тоже не утилизирует стоки. Они уже дошли до озера Ханка, и никому нет до этого дела. Кстати, инвестиционное соглашение с этим сельскохозяйственным предприятием подписал бывший губернатор Владимир Миклушевский. Он теперь в Москве, а людям - хлебать заваренную им кашу…

Обо всех этих безобразиях рассказал в Государственной Думе депутат от ЛДПР Андрей Андрейченко:

- Жители Спасского района оказались в эпицентре экологического бедствия! Так как агрохолдинги строятся в режиме ТОРов (территорий опережающего развития), это, видимо, влияет и на позицию проверяющих органов.

Прямо в «яблочко» попал Андрей Валерьевич! Отсюда – многочисленные отписки чиновников, стремление объехать, как метко говорят в народе, на кривой козе острую проблему.

Вот типичный образец.

фотоОбратился в Росприроднадзор по Приморскому краю в связи с некорректно проведёнными общественными слушаниями по поводу строительства около села Вишнёвки третьего мега-свинарника руководитель регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти Петр Михайлович Довганюк. И вот какой ответ получил главный «хранитель закона»:

«Общественные обсуждения, проведённые 26.01.2018 в с. Прохоры Спасского района, организованы не в рамках Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Организатором общественных обсуждений выступило юридическое лицо ООО «Мерси Агро Приморье». Проведение обсуждений, состоявшихся 26.01.2018, НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНО законодательством Российской Федерации».

И – вывод: «Соответственно довод о том, что в ходе проведения общественных обсуждений был нарушен порядок проведения, не состоятелен».

Можно ли считать эти «общественные обсуждения» - ЗАКОННЫМИ, открывающими «зелёный свет» строительству очередного свиноводческого комплекса, если они НЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНЫ законодательством РФ? Тем более, что на уже действующих не решены проблемы утилизации навозной жижи? Тот же Росприроднадзор признаёт, что у застройщиков комплексов отсутствует государственная экологическая экспертиза проектов.

Из обнадёживающих новостей – намерение комитета по продовольственной политике и природопользованию Законодательного собрания (председатель – Евгений Александрович Зотов) провести заседание по острейшим экологическим проблемам, возникшим в Спасском районе. На него уже приглашены экологи, руководители Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора и других контролирующих организаций.

А только что Спасск посетил врио губернатора Андрей Тарасенко. Жаль, что с руководителем края так и не удалось встретиться активистам, выступающим против превращения нашего района в свиной полигон, а ведь они несколько раз письменно обращались к нему за помощью!

Почему бы Андрею Владимировичу после визита на свиноводческий комплекс в селе Прохоры, где директор «Мерси Агро Приморье» Андрей Колот продемонстрировал главе региона готовящийся к пуску комбикормовый завод мощностью 20 тысяч тонн продукции в час, похвалился планами строительства до 2020 года ещё шести свинарников общей производительностью 540 тысяч голов в год на убой, не выслушать Совет общественности Краснокутского сельского поселения?

Сельчане на многое бы открыли глаза долгожданному гостю. Показали бы, как сливаются тысячи тонн навозной жижи в ручьи и речку. Ведь Андрей Викторович благоразумно не повёз губернатора со свитой на комплекс под Вишнёвкой. Если бы краевые начальники там оказались, то Андрей Владимирович наверняка утопил бы своёго тёзку в канавах с навозной жижей. И ничего бы ему за это не было: состояние аффекта суд учитывает, как смягчающее вину обстоятельство, а иногда – полностью освобождающее от ответственности.

Однако даже такого «усечённого» визита в Прохоры гостям хватило, чтобы ощутить недовольство местного населения. Правда, чиновники почему-то пытаются всю проблему свести к неприятному запаху, игнорируя главную проблему – утилизации огромного количества отходов жизнедеятельности животных.

- Я был в Ленинградской, Липецкой области, там аналогичные предприятия, но запаха такого нет – стоит современная система очистки, обеззараживания. А у вас нарушены технологии, - попенял Андрею Колоту руководитель края и поручил своему заместителю по вопросам сельского хозяйства Валентину Дубинину возглавить рабочую группу для решения проблемы. 

- Мы приостановили строительство свиноводческого комплекса до конца года. За это время в ситуации должны разобраться технологи и контрольно-надзорные органы, – обнадёжил Андрей Тарасенко. - Руководству компании предстоит проработать вопрос применения на своих комплексах такой технологии переработки навоза, которая минимизирует выброс неприятных запахов.

Только ли запахов?

Правильно сказал на встрече с руководителем края депутат Законодательного собрания Александр Бехтер:

- Почему, когда речь заходит о свиноводческих комплексах, вспоминают только о запахе? Никто не хочет видеть куда более серьёзную проблему – слив огромного количества навозной жижи на рельеф, в речку, а затем и в международное озеро Ханку!

Совет общественности Краснокутского сельского поселения написал заявление председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.

«Мы собрали 3500 подписей с протестом населения против строительства этих свинокомплексов. Мы провели митинги и собрания в трёх сёлах, на которых приняли постановление с требованием перенести строительство в другие места района или края. В Приморье, по официальным данным, 240 000 гектаров пустующих земель!

Однако в ответ на наши просьбы и доводы руководство холдинга, Министерство развития Дальнего Востока ссылаются на непонятные нам соглашения, программы и т.д. и уже собираются строить следующий свинокомплекс.

Если будет построено ещё 5 таких монстров, дышать жителям будет вообще нечем.

Депутаты Государственной Думы Андрейченко А.В. и Корниенко Алексей Викторович обращались в Министерство развития Дальнего Востока с депутатскими запросами, но никаких кардинальных мер по устранению нарушений пока не принято.

Министерство развития Дальнего Востока и Корпорация развития Дальнего Востока считают, что они не обязаны проверять хозяйственную деятельность подчинённых им ТОРов, а все эти предприятия выведены из подчинения местной власти по Закону №473-ФЗ от 29.12.2017 года «О ТОРах». Получается полное безвластие и безнаказанность.

24 – 27 марта 2018 года был большой сброс навозной жидкой фракции (около 42 000 тонн) на рельеф. Ручей этот потёк через сёло Прохоры в Ханкайский заповедник.

Мы вызвали природоохранную прокуратуру. Проверка показала, что «Приморский бекон» прорыл каналы мимо прудов-накопителей жидкой навозной фракции и сливает её на рельеф.

Никто не хочет объяснить, куда будут девать жидкую навозную фракцию от этих 6 свинокомплексов. Чтобы её заделать в почву, не нарушая экологический баланс, необходима площадь полей в 5 раз большая, чем имеется в наличии. Площадь полей вокруг всего 4500 га, а потребуется 18000 – 20000 га!

Выходит, изначально рассчитывали сливать в ручьи и речку? Но ведь всё польётся в озеро Ханку, а это – пограничная зона, заповедник.

Ни одно министерство, ни Корпорация развития Дальнего Востока, ни надзорные федеральные органы не озаботились этой проблемой.

Все понимают пагубность этого проекта, но переносить строительство не хотят.

Причина – коррупция.

Зачем строить комплексы со 100-процентной очисткой отходов, когда можно сэкономить громадные деньги, выделяемые государством, и поделить их между чиновниками и инвесторами?

Мы просим Вашей помощи!

Должен же кто-то, наконец, обуздать всесильных бизнесменов-временщиков, не желающих тратиться на строительство полноценных очистных сооружений и превращающих территорию опережающего развития – в зону бедствия???».

Ольга Купчинская,

руководитель Спасского филиала регионального общественного Движения по борьбе с коррупцией в органах власти

«Хранители закона».