фото

Профессор MIT Лорен Грэхем на форуме в Питере (не на экономическом, а на технологическом), отвечая на вопрос Германа Грефа: «Сможет ли Россия конкурировать?»

Профессор Грэхем пустился в исторический экскурс. О том, что Россия известна своими гениальными изобретениями. И лампочку у нас изобрели, и радио (еще до революции), и лазер (это было во времена моего школьного детства, двое наших ученых нобелевку за это получили), и гидроразрыв нефтяного пласта…

Но Россия не смогла получить от этих изобретений коммерческую выгоду. Говоря по-старому, по-советски – внедрить. Что с того, что лазер у нас изобрели – нет у нас компании, которая бы имела вес на рынке продуктов лазерных технологий. Почему же Россия не извлекла достаточно выгоды из своих изобретений? Почему Россия не смогла извлечь плоды из четвертой индустриальной революции? А маленькая Швейцария экспортирует каждый год гораздо больше большой России высокотехнологичных продуктов. В 3-4 раза больше!

Есть разница между изобретением и инновацией. Инновация – это взять изобретение и сделать его экономически успешным. Успешным не только для изобретателя, но и для общества, в котором оно внедрено.

России не удавалось выстроить общество, где блестящие достижения граждан могли бы находить выход в экономическом развитии, считает профессор Грэхем. Все руководители России – от царизма до современности – полагали, что ответ на проблемы модернизации – сама технология, а не социоэкономическая среда, которая способствует развитию и коммерциализации технологий.

Профессор Грэхем наглядно увидел это непонимание во время поездки несколько лет назад в Россию с группой ведущих ученых из Массачуссетского института технологий. Россияне спрашивали, как им сравняться с MIT в разработке технологий. Американцы же говорили, что ключ к успеху – не в культуре MIT, а в культуре США в целом. А это – демократическая форма правления, свободный рынок, где инвесторам нужны новые технологии, защита интеллектуальной собственности, контроль над коррупцией и преступностью, правовая система, где обвиняемый имеет шанс доказать свою невиновность.

Культура эта допускает критические высказывания, независимость, в ней можно потерпеть неудачу и еще раз попытаться… Вот некоторые из характеристик инновационного общества!

Но русские, с которыми говорили американские ученые, не понимали эти моменты и продолжали задавать конкретные вопросы по конкретным технологиям: нано-технологии, информационные технологии, трехмерная печать… Они спрашивали, какая конкретная технология может принести успех.

Наконец ректор MIT сказал: «Вам нужно молоко без коровы!» Сейчас руководители России пытаются провести модернизацию – в русле своих предшественников, царей и советских руководителей. Они пытаются отделить технологии от социополитических систем.

фото

Они поддерживают Сколково («дорогостоящий и амбициозный клон Силиконовой долины», как выразился профессор Грэхем), и в то же время запрещают демонстрации, подавляют соперников и предпринимателей, перекраивают правовую систему в своих целях, обвиняют русских ученых, сотрудничающих с иностранцами.

Такая политика не может привести к развитию общества, где процветают рисковые предприниматели, инноваторы, такая политика может привести к возникновению общества, где люди втягивают голову в плечи. Модернизация для них – только технологии при отказе от принципов, которые эти технологии продвигают и доводят до успеха. Им нужно молоко без коровы.

И до тех пор, пока будет продолжаться такая политика, экономический гений русских людей останется нереализованным.

А на прошлой неделе в Петербурге прошел Международный экономический форум.

Общая сумма сделок на Петербургском международном экономическом форуме превысила 1 триллион руб. Всего было подписано около 300 соглашений. Демонстративных отказов компаний от участия в этом году не было, заявил председатель оргкомитета форума Антон Кобяков. Приехали даже председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и премьер Италии Маттео Ренци. Ну и Николя Саркози.

Пошли разговоры, что санкции отменят, что европейцы устали от санкций и контрсанкций, что они хотят с нами торговать… А почему бы не сказать. Как говаривал когда-то Гек Финн: мне это ничего не стоит, а ей приятно. В результате европейцы продлили санкции.

Выступали и наши господа из правительства, но курс правительства не прояснили. В кулуарах многие говорили о том, что изменения назрели, что вот неплохо бы… То есть жажда перемен налицо. Но… это было похоже на прежние попытки получить молоко без коровы. Перемен не будет, потому что политика остается прежней. Ее определяет один человек, и мы знаем фамилию этого человека. Он, конечно, выступал на форуме, но нового ничего не сказал.

«Путин провел достаточное количество встреч со своими экономическими советниками, которые на него могут повлиять или которые для него формируют основу принятия решений, – говорит экономист Сергей Алексашенко. – Они ему обрисовали то, что нужно сделать в экономике — и он очень хорошо понимает, что ничего из этого до 2018–2019 годов, когда он станет президентом на очередной срок, он делать не будет.

А раз так, то какой смысл сейчас напрягаться, тратить порох на какие-то зажигательные речи? Экономика для него сегодня не является приоритетом».

фото

В общем, хорошо прошел форум. В Питере сейчас белые ночи! Так что и поговорили гости, и полюбовались красивым городом, который жил себе своей жизнью. Бурной жизнью.

То у них власти озаботились мост через канал назвать в честь Ахмата Кадырова, то внезапно мемориальную доску открыли в честь генерал-лейтенанта Русской Императорской армии Маннергейма. Да, действительно, служил Маннергейм в русской армии – ведь Финляндия в то время входила в состав России.

30 лет служил, в русско-японской войне участвовал и в Первой мировой. А с 1 января 1918 года вышел в отставку и уехал на родину, в обретшую незавсимость Финляндию – и там стал главнокомандующим. И уж в этом качестве воевал против Советской России – была так называемая Зимняя война 1939-1940 годов. Линия Маннергейма, если слышали.

Финляндия в результате этой войны потеряла 12% своей территории, а потери были несопоставимы. Безумные. С нашей стороны, конечно, потому что финны воевали умением, а наши, как всегда, числом. Зато Карелиянаш!

В Питере Маннергейма не любят. Потому что во время Великой Отечественной Финляндия взяла сторону Германии и участвовала в блокаде Ленинграда. Маннергейм с севера блокаду закрывал. Так что тоже может считаться блокадником – с другой стороны, правда. В общем, вскоре после открытия доски-памятника его облили красной краской. В знак любви, вероятно.

И в такой обстановке – экономический форум. Как-то его не очень замечали, относительно интересен он был только специалистам. Ничего нового никто не сказал, ничего нового в экономике России не ожидается. В общем, как сказал Сергей Алексашенко: «Мне кажется, на этом форуме не произошло ничего, кроме того, что он состоялся… Так что форум прошел без скандалов и конфликтов. И слава Богу».

Зато завершился Петербургский международный экономический форум феерически.

Там же белые ночи, в Питере. И уже 50 лет существует традиция: ночной велопробег «Белые ночи». Своеобразный парад Любви к Петербургу. Когда собираются у Медного Всадника сотни людей на велосипедах – и едут по городу, любуются красотами. В этом году должен был быть 51-й велопробег.

Должен был. Традиция же! Власти без проблем все согласовали. К памятнику Петру собрались около тысячи человек.

И вдруг… Велопробег не состоялся. Его разогнали.

фотоВот что пишет в Фейсбуке один из организаторов пробега Илья Гуревич: «Велопробег разогнали. И в этой связи, я все равно хочу выразить слова благодарности. Да, ровно так. Я хочу поблагодарить Комитеты нашего городского правительства за помощь в согласовании. Вы не зря работаете. Мне приятно шелестеть вашими согласованиями, которые, однако, не стоят бумаги, на которой напечатаны...

Хочу поблагодарить полицию Адмиралтейского района за корректный разгон мероприятия. Не было ни слезоточивого газа, не было дубинок, автозаков. Это очень важно для нас, горожан, чтобы 51-й велосипедный парад был разогнан мирно и вежливо».

Дмитрий Александров из Киева прокомментировал: «Ну вот, Илья. Мы с вами на эту тему еще 12 лет назад спорили, помните? На старом форуме Велопитера. Я говорил, что так будет.

Вы не верили, думали, что если соблюдать законы, не дразнить власти Критическими Массами и не лезть в высокую политику – все будет ОК. Я говорил, что надо бороться, и успел с тех пор поучаствовать в двух революциях, нанюхаться слезоточивого газа и словить ментовскую пулю. К счастью, мне досталась резиновая. Вы же только пятились перед произволом государства». Упрек, вообще-то, заслуженный.

Но почему вдруг такой произвол? Почему разогнали? Согласовали же – и вдруг?

Да форум же. Петербургский международный экономический. И, между прочим, некоторые комментаторы Илью упрекали: ну нашли вы время для пробега! Там же ПЭФ заседает, начальство, перебьетесь со своими белыми ночами, нефиг отсвечивать… Короче, втяни голову в плечи!

Илье Гуревичу остается только иронизировать: «И, конечно, хочется сказать слова благодарности ПЭФу – Петербургскому экономическому форуму. Говорят, мы вам помешали в 22-30 в ночь с субботы на воскресенье? Спасибо Вам, что вы есть. Вы работаете ради нашей Родины даже ночами. И разгон традиционного велосипедного парада в Петербурге, надеюсь, явится достойным финалом достойного Форума».

Действительно – достойный финал. Широкоформатный, так сказать, чтоб все поняли: мы упорно будем стремиться добыть молоко, но чтоб никакой коровы тут не появилось.

Перспектива, как и предположил Сергей Алексашенко: «Российский экономический корабль, судя по всему, будет дрейфовать в тумане ближайшую пару лет. И нам остается только надеяться, что он не повторит судьбу «Титаника».