фото

Вместо поддержки – пощечины

В запатентованное изобретение надо инвестировать – делать промоушен, создавать производство. Но в России патент на изобретение никому не нужен.

Так случилось с Театром полифонической драмы и его режиссером Геннадием Юденичем. Коллектив театра, создавший чудо-изобретение, не может воспользоваться его плодами.

– Изобретение это успешно используется в настоящее время на Западе и в нашей стране, в частности, в Кремлевском дворце съездов, Концертном зале гостиницы «Космос», в Большом театре, театре «Эстрады», на телевизионных каналах. Им пользуются реабилитационные и информационные службы правительственных, стратегических и культурных учреждений, – говорит Г.И. Юденич.

– Но после ликвидации Театра полифонической драмы и его уникальных технологий Россия закупает это оборудование у западных стран за доллары. Наш театр вынужден влачить жалкое существование – без здания, технологий и финансирования. Мы вынуждены играть свои спектакли в концертном исполнении на общественных московских площадках, репетировать их в моей малогабаритной квартире, площадь которой составляет всего 18 кв. метров.

Театр полифонической драмы, созданный в 1984 году на базе Экспериментального театра-студии «Скоморох», очень быстро приобрел популярность. В его спектаклях органично использовались элементы драмы, оперы, хореографии, пантомимы. В соединении с музыкой, светом и использованием телекино, спектакли театра были уникальны.

Здание по Б. Харитоньевскому пер., 22-24, было передано Экспериментальному театру-студии «Скоморох» театра в аренду от Минкультуры СССР еще в 1979 году. В 1988 году театр начал создавать полифонические спектакли на базе новой постановочной технологии, изобретенной Г.И. Юденичем и запатентованной в ведущих странах мира.

Памятник исторической значимости у всех на виду

Само здание относится к историческим памятникам культуры XVIII-XIX веков. Ранее в здании по Большому Харитоньевскому переулку, 22-24, размещался салонный театр князя Н.Б. Юсупова, выставочные галереи и домашняя церковь.

В этом здании ставил свои спектакли дядя великого поэта А.С. Пушкина, и светилу русской поэзии часто доводилось бывать в этих величественных залах и холлах. Об этом здании, как об особняке на Харитоньевских холмах, А.С. Пушкин упоминает в своей поэме «Евгений Онегин». Именно в особняк на Харитоньевских холмах, по сюжету, созданному пером гения, приезжала к тетушке Татьяна.

Облик этого здания в соединении с новейшими постановочными средствами информационно-зрелищного комплекса Полифонического Театра реализовал в своих макетах великий архитектор современности Е.В. Вучетич. Но этому грандиозному проекту, к сожалению, не суждено было сбыться. Не помогли спасти театр множество писем ведущих деятелей культуры, науки, искусства, обращения в Росимущество княгини Н.В. Сумароковой.

Взамен отобранного здания равнозначного не предоставили

– Публикация изобретения театра распоряжением Госкомитета СССР по делам изобретений и открытий, с целью предотвращения преждевременного разглашения данного важного открытия была временно ограниченна, – рассказывает Г.И. Юденич. – За это время коллективом театра на базе постановочной технологии было создано шесть уникальных спектаклей, которые просмотрело более 9000 зрителей. Вот только показы спектаклей коллективу театра приходилось проводить на свой страх и риск, потому что Росохраннадзор запретил проводить в реконструируемом здании какие-либо мероприятия с массовым привлечением зрителей. При этом Правительство города Москвы не раз издавало распоряжения о незамедлительном переселении театра на время реконструкции в другое временно предоставленное здание, расположенное в районе круговой панорамы ВДНХ или в павильон № 2 ПКиО «Сокольники».

Заказчиком реконструкции здания по Большому Харитоньевскому переулку, 22-24, и строительства нового по Можайско-Аминьевскому шоссе был назначен Театр полифонической драмы. Но в связи с огромным объемом работы, прежде всего, творческой, он не мог больше нести на себе бремя Заказчика.

Заказчиком стал по предложению руководства театра, поддержанный в дальнейшем руководством Комитета по культуре – Международный информационный культурно-зрелищный теле – видео – центр «Юинформакс». Распоряжением Правительства г. Москвы № 1424 от 14.08.90?г. такой Центр был создан со своим независимым от театра уставом, штатным расписанием, проведенной регистрацией, а также с функциями единого заказчика. Генеральным директором центра «Юинформакс» на время строительства был назначен я, при этом, за мной сохранилось право художественного руководителя и директора Театра полифонической драмы.

Планы были грандиозные. Театр полифонической драмы подписал протокол о намерении с американской фирмой Cant INTERNASHIAL и с австрийской фирмой ROCNAR о возведении гигантского комплекса систем кабельного и спутникового телевидения, создании пресс-центра, теле-, видео, концертного зала, Театра полифонической драмы, гостиницы на 600 номеров и так далее.

Последующим распоряжением Правительства города Москвы от 15.01.92 г. № 584 центру «Юинформакс» выделены целевые средства, с учетом выделенных ранее, в 1991 году, Минэкономикой и прогнозирования СССР – 6 миллионов рублей.

Обещания чиновников – на ветер

Но все планы рухнули, как карточный дворец.

– Когда страна вступила на путь перестройки и началась всеобщая приватизация, чиновники от культуры вспомнили о лакомом кусочке – здании Театра полифонической драмы по Б. Харитоньевскому пер., 22-24, и земельном участке по Можайско-Аминьевскому шоссе, – продолжает Г.И. Юденич. – С целью захвата названного здания и выделенного под строительство земельного участка чиновники использовали обычный и стандартный метод: они организовали долгострой с регулярным недофинансированием на проведение строительства и реконструкции объектов театра.

С подачи руководства Мосимущества было выпущено постановление Правительства города Москвы об изъятии под муниципальные нужды города, в связи с возникшим долгостроем, земельного участка 0,41 га по Б. Харитоньевскому пер., 22-24, а также земельного участка по Можайско-Аминьевскому шоссе под строительство нового здания театра.

Коллективу Театра ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью в Росимущество, которое через Арбитражный суд признало здание федеральной собственностью.

Но в дальнейшем, вместо того, чтобы передать здание в оперативное управление Театру полифонической драмы, как было ранее оговорено, Росимущество неожиданно передало его в оперативное управление ОАО «Институту законодательства и сравнительного правоведения». Так наш театр выселили из здания.

Варварскими методами была разрушена вся технология театра: в разобранном виде ее передали на различные склады города Москвы. В дальнейшем комитет по культуре перепродал за бесценок различным столичным организациям. Более того, театру не было предоставлено взамен никакого аналогичного театрального здания, и таким образом власть нарушила ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Не ожидавшее такого поворота событий Мосимущество, спохватившись, стало предпринимать усилия, чтобы вернуть Москве утерянное здание. Но было уже поздно. Росимущество надежно закрепило данное здание, как федеральную собственность за собой, оставив при этом как Москву, так и Театр полифонической драмы ни с чем. Театр полифонической драмы до сих пор продолжает находиться на улице, в бесхозном состоянии, репетируя и выпуская свои спектакли в малогабаритной квартире.

Чиновники увлеклись распродажей культуры

Фактически коллектив театра и его руководителя обманули. К власти пришло новое руководство департамента культуры и департамента имущества г. Москвы, которые продолжили прежнюю политику по окончательному удушению коллектива театра.

На все просьбы коллектива решить наконец-то проблему театра и предоставить ему для работы пригодное театральное помещение, департамент имущества отвечал, «что свободных помещений в стране нет». А в это время на аукцион для продажи было выставлено более двадцати кинотеатров Москвы.

А департамент культуры г. Москвы просто выбросил театр из своего прямого подчинения. Сначала они якобы экономили бюджетные средства, а затем – в 2011 году – инсценировали исключение театра из Единого реестра юридических лиц. Они сообщили в налоговую инспекцию № 46, что наш театр является недействующим органом культуры, не входящим в его ведомственное подчинение.

В связи с этим, в дальнейшем департаментом была придумана очередная высосанная из пальца версия, что якобы театр полифонической драмы при создании своего заказчика – Центра «Юинформакс» – вошел в его структурное подчинение и при ликвидации Центра он потерял возможность находиться в ведении департамента культуры г. Москвы.

– Все это не соответствует действительности, – говорит Г.И. Юденич. – Во-первых, при создании Центра «Юинформакс» Театр Полифонической драмы, с целью оказания помощи своему Заказчику и ускорения строительства направил часть своих работников, по их согласию, на временную работу в Центр «Юинформакс». Но с условием их возвращения по окончании строительства на прежнее место работы – в Театр полифонической драмы. Об этом свидетельствуют личные заявления сотрудников коллектива театра.

Во-вторых, никакие материальные ценности и имущество, числящееся за театром, при создании центра «Юинформакс» на баланс Центра не передавались. Театр продолжал жить и работать как самостоятельное юридическое лицо: со своим уставом, текущим расчетным счетом, штатным расписанием.

И в-третьих, в декабре 1999 года, в связи с введением обязательной регистрации всех юридических Лиц, образованных на территории РФ, Театр получил регистрационное свидетельство и подтвердил свой юридический статус, как госучреждение культуры, состоящее на балансе Главного управления культуры г. Москвы.

При создании Центра «Юинформакс» театру, как главенствующей организации, было дано поручение дать свои предложения о переводе по окончании строительства Центра «Юинформакс» на акционерную форму правления. Для исполнения этого решения было составлено временное штатное расписание Центра с учетом будущего акционерного общества с включением в него различных творческих административно-хозяйственных и инженерно-технических служб. На эти ставки и были взяты на работу по краткосрочному договору сотрудники Театра. А остальная часть работников артистического и инженерно-технического персонала, имеющая подработку на стороне (на телевидении, эстраде, радио, на съемках фильмов), осталась работать в театре одноразово.

Искусство, не имеющее аналогов

К сожалению, преждевременная ликвидация Центра «Юинформакс» сорвала реализацию важного проекта. И руководитель театра Г.И. Юденич, пользуясь возложенными на него полномочиями как директор театра вернул свой коллектив на прежнее место работы – в Театр полифонической драмы.

В 2005 году театр обратился в комитет по культуре г. Москвы с просьбой открыть ему прерванное финансирование и регистрацию, а также возвратить театр в подчинение. Но чиновники от культуры придумывают абсурдные отписки для вышестоящих организаций. Театр находится на улице, продолжает голодать, и никому до этого нет дела.

Последний из спектаклей Театра полифонической драмы – «На нашем шарике земном». Он подготовлен коллективом театра в 2015 году к празднованию 70-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне – на голом энтузиазме, – без декораций, костюмов. И был встречен зрителями бурными овациями.

Спектакли «1812 год», «Кабачок «Счастливая жизнь» о хваленом западном рае, а также спектакль «Анатомия реванша», посвященный последним событиям на Украине, так и не дождались своего звездного часа и финансирования.

Справка:

Уникальная театральная технология в соединении с постановочными средствами телевидения, кино, разработанная коллективом Г. Юденича и не имеющая на сегодняшний день аналогов в мире, позволяет создавать полную иллюзию среды обитания сценических персонажей. Уникальное творческое явление, основу которого составляют изобретения Г. Юденича, дает чрезвычайно широкие возможности для самых разнообразных творческих решений, причем в различных направлениях деятельности театра, телевидения, кино, рекламы, информатики, шоу, что позволяет в результате получить эффект совершенно нового способа, сценической выразительности.