фотоБыли, говорят, у нас 1990-е лихими. Отчасти это верно: первоначальное накопление капитала иным не бывает. Кто-то честно работал, а кто-то накапливал капитал. Кто повыше, кто был рядом с бывшей государственной собственностью, ее «накапливал», то есть приватизировал. Они стали капиталистами.

Кто пониже, да еще без каких бы то ни было талантов, разбойничал. То есть отнимал собственность у других с помощью утюга и пистолета. Они стали бандитами. Некоторые из бандитов, кто поумнее и половчее, смогли избегнуть естественной для бандита смерти и постарались легализовать добытое и тоже стать капиталистами, а большинство, конечно, не избегло – посмотрите, какие шикарные у них памятники – хоть на Морском, но больше на Лесном кладбище.

Потом наступили нулевые, которые называют спокойными, иным словом – стабильность. А тут еще нефть стала стремительно дорожать! Денег стало вроде бы всем или почти всем хватать, и прежние процессы не исчезли вовсе, но поутихли. Как оказалось, это была некоторая передышка.

Наступили десятые, и агрессия вновь поперла. То есть снова вышла наружу. И бандитская – помним Кущевку… Но бандитская уже была на новом уровне: бандиты встроились во власть, цепочки тянулись снизу доверху – недаром же следствие обрывало эти цепочки при расследовании «дела Цапков», чтоб это осталось местным делом, очень местным, за границы Кущевки чтоб не выходило.

А дальше понеслось.

Всем понравилась стабильность, и захотелось, чтоб она осталась навсегда. Но так не бывает! История, развитие движется вперед, даже если кому-то этого не хочется. У нас не хотелось почти всем, но это ничему не помешало. Крот истории, говорят классики марксизма-ленинизма, роет хоть медленно, но верно. Всякие «Остановите Землю, я сойду!», если не остаются праздными шутками, переворачивают ситуацию, и она идет вразнос. Никакие «скрепы» не действуют, а если действуют, то совсем по другим законам. «Самодержавие, православие, народность» – лозунг позапрошлого века, ситуация изменилась, «тюрьма народов» разрушена столетие назад. Если православная наша церковь вычеркнула прошедшие после этого сто лет, то в реальности они никуда не делись. Да и самодержавие через сто лет даже в облегченном виде не может существовать. А что такое народность вообще?

Если православная церковь отбирает всё, что у нее было раньше, несмотря ни на что, то… Ситуация-то другая! Не только православие в стране существует и агрессивно процветает, есть и другие религии. Например, ислам. Если у стабильности объявились враги и их можно травить и даже убивать – значит, можно убивать и других. Если…

В общем, передышка закончилась. И нефть, кстати, опять подешевела – а значит и деньги. Снова мы вступаем в лихой период. Кто-то говорит, что лихие 1990-е и не заканчивались – нет, закончились, теперь всё по-другому. Лихо, но иначе.

Вот недавно наши мусульмане озаботились судьбой единоверцев в Мьянме. Озаботились, призвали к протесту – и вышли к посольству Мьянмы в Москве. В этой истории многое интересно, но сначала о самом непонятном и экзотичном – о Мьянме.

Кто учился в школе несколько десятилетий назад, помнят эту страну под названием Бирма. На юге Азии, граничит с Бангладеш, Индией, Китаем, Лаосом и Таиландом. Это юг, там тепло и хорошо, поэтому регион очень плотно заселен, даже, можно сказать, перенаселен. Причем очень давно, еще с незапамятных времен. Когда-то давно в Индии двум племенам (народам) не досталось земли.

Одно из них ушло бродить по свету – так появились цыгане. Другое решило остаться – и стало неприкасаемыми. Позже эти территории захватила Англия – Владычица Морей, великая колониальная империя, над которой никогда не заходило солнце… Когда англичане-колонизаторы ушли, они из своих владений выделили несколько стран. Поделили в основном по религиозному признаку, но в некоторых местах – как придется. Индия – это индуисты и буддисты, Бангладеш (Бенгалия) – мусульмане, Бирма – буддисты.

А на севере Бирмы (ныне Мьянмы), в штате Ракайн, и находятся те самые мусульмане, в защиту которых в Москве (а также в Махачкале и Грозном) прошли митинги, шествия и демонстрации.

Обратимся к специалисту. Вот что пишет Алексей Юсупов – страновой директор фонда имени Фридриха Эберта в Мьянме: «Штат Ракайн – это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Иногда используется историческое название этого региона – Аракан, как называлось одно из королевств-предшественников современной Мьянмы.

Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий: буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладешем, мусульмане составляют большинство населения». Они называются рохинджа, или рохинья. В Мьянме мусульмане из других мест – вполне себе полноправные граждане, они и в правительстве есть.

А вот рохинджа – не граждане. Правительство Мьянмы считает их понаехавшими из Бангладеш, хоть рохинджа жили в этих местах издавна. Когда англичане делили свои владения на страны, рохинджа хотели независимости – но как-то не получилось. Вот с тех пор и конфликты.

«Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан обещал рохинья свой статус и равные права, – продолжает Юсупов. – После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве. После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения».

Конфликты продолжались практически с момента основания Бирмы, и Совет Безопасности ООН 10 лет пытался принять резолюцию по Мьянме, но ее блокировали Россия и Китай. А в конце августа произошло то, в результате чего российские мусульмане пришли к посольству Мьянмы:

«25 августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Cпасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладешем и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе».

Как на нападения рохинджа на погранпосты и полицию отреагировали правительство и армия Мьянмы? Ожидаемо! Раз рохинджа нападают, значит они террористы-сепаратисты, хотят отделиться от Мьянмы и создать «исламское государство» (запрещено в РФ). Значит, следует полностью зачистить штат Ракайн от террористических элементов.

«Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях», – пишет Алексей Юсупов.

В общем, ситуация такова: вооруженный экстремизм среди рохинджа реален; системные притеснения рохинджа реальны; человеческие жертвы среди рохинджа многочисленны; мы знаем о ситуации очень мало. Ни журналистов, ни независимых международных наблюдателей на территорию конфликта не допускают, все довольствуются только тем, что сообщает руководство Мьянмы.

А теперь давайте о России, о том, что происходило в воскресенье, 3 сентября в Москве на Большой Никитской улице, перед посольством Мьянмы.

Сначала выступил глава Чечни Кадыров: что нельзя терпеть, когда в Мьянме убивают мусульман, в том числе женщин, стариков и детей, что сжигают их деревни, и надо выразить протест. Потом мусульманин рангом ниже Кадырова призвал к митингам, шествиям и демонстрациям.

И по этому призыву к посольству Мьянмы пришли мусульмане. Сначала их было немного, но быстро набралось почти тысяча. Они перекрыли улицу, кричали «Аллах акбар» и «Буддисты – террористы»…

Разумеется, это действо никто не согласовывал. Никто не подавал заявки – вообще ничего. А зачем? Есть же 31-я статья Конституции, что народ может выходить мирно, без оружия! Ну, положим, оружие как у некоторых было, зафиксировано на фото, но оно не применялось – так что будем считать, что его не было.

Явилась и росгвардия… Все в шлемах, со щитами, как полагается. Но… не разгоняли.

А как их разгонишь, взрослых бородатых мужчин? Решительно настроенных? Это ж не студенты, не хипстеры, не интеллигенты, от которых можно не ждать ответных действий.

фото

Там разные были настроения, в толпе протестующих, и разные речи. Вот один говорил журналистам: мы готовы защищать братьев-единоверцев, мы станем ополченцами, как ДНР-ЛНР, пусть нам откроют коридор… Какой коридор? Знает ли этот человек, где эта Мьянма находится?

«Журналистка спросила полицию, почему она такая вежливая, на нее тут же набросились с обвинениями в провокации», – написал Илья Варламов с места событий.

«В настоящее время нарушений общественного порядка на улице Большая Никитская не зафиксировано. Сотрудники полиции осуществляют охрану общественного порядка», – сказал представитель МВД журналисту ТАСС. Да, странное поведение росгвардии и полиции. Необычное. Давно мы такого не видели – если видели вообще.

Евгений Фельдман в «Твиттере» написал: «проблема не в том, что мусульмане без проблем митингуют у посольства, а в том, что это не могут делать остальные».

Навальный написал (помещено на «Эхе Москвы»): «То, что в России политика двойных стандартов – ясно. Чего повторять очевидное. Интересно другое, какие критерии и водоразделы применяются для того, чтобы отнести нечто к «друзьям – всё» или, наоборот, «врагам – закон».

Вот прямо сейчас в центре Москвы происходит такая несанкционированная акция.

Ноль задержаний. Ноль претензий со стороны власти. Ноль уголовных дел. Ноль возмущений пропагандистов. Сравните с антикоррупционными акциями 26 марта и 12 июня.

И добавлю содержательно по акции. Это протестуют против насилия над мусульманами в Мьянме. Правильно протестуют, только место не то. Не у посольства надо.

Совет безопасности ООН уже 10 лет пытается принять резолюцию по Мьянме. И кто же ее блокирует? Правильно – Россия. Поэтому пикетировать надо тут Кремль и МИД РФ.

Путин и Лавров несут ответственность за эти убийства. Только Кадыров, призывавший к акциям протеста, делает вид, что этого не понимает».

К митингующим пришел Адам Делимханов – ну тот, который с золотым пистолетом, сенатор, и стал уговаривать не нарушать закон, подписать петицию к президенту Путину, и что он прям щас пойдет переговариваться с дипломатами Мьянмы… На самом деле посольство давно эвакуировали с черного хода.

В конце концов петицию подписали. Закончилось всё общей молитвой собравшихся – коврики они с собой принесли.

На следующий день митинг был в Грозном – их МВД говорит, что присутствовало миллион сто тысяч народу – при том, что в Чечне живут всего 1 400 000 человек. Это как? А из других регионов приехали, из России!

Кадыров, кстати, сказал после, что если Кремль не прислушается к мусульманам, то он будет против Кремля. Он больше сказал: «Говорю тем людям, которые сегодня пишут [в соцсети]. Они должны понимать в первую очередь географию: где находится это государство, вокруг какие государства, где проживают мусульмане практически. Во-вторых, никак невозможно отправить туда войска, потому что это прерогатива государства. Есть соглашение, взаимодействие, понимание. Как ты хочешь, так невозможно поступить. Но если бы была моя воля и была бы возможность, я ударил бы ядерным туда даже».

Во время акции 3 сентября в интернете началось обсуждение ее – и осуждение вплоть до насмешек… нет, не мусульман: ведь в Мьянме действительно убивают рохинджа, мусульмане вправе потребовать осуждения правительства Мьянмы за геноцид единоверцев. Объектом обсуждения и осуждения была полиция.

Заговорили и о том, что мусульмане показали свою силу, и эта сила политическая, и с ней придется считаться.

Уральский ресурс Znak.com припомнил по этому поводу недавнее интервью Александра Сокурова: «…Это же нетрудно предвидеть: если на определенной территории православная религиозная сила получает в подарок от государства часть политической власти, то, соответственно, в других местах мусульманское население совершенно справедливо потребует часть политической власти для своих религиозных организаций. Поверьте, мусульмане в этом вопросе ни в чем не уступят.

И когда интересы православия и ислама войдут между собой в политическое противоречие, начнется межрелигиозная война – самое страшное, что вообще может быть. В гражданской войне можно всё-таки договориться, а в религиозной бьются до смерти. Никто не уступит. И каждый будет по-своему прав».

Кстати о православных фундаменталистах. В Екатеринбурге некий человек протаранил ККТ «Космос» машиной «УАЗ», начиненноой бочками с бензином и газовыми баллонами, бросил бутылку с коктейлем Молотова и убежал. После этого в ККТ вспыхнул пожар, площадь которого составила 30 квадратных метров. Никто из людей не пострадал. Благодаря оперативным действиям пожарных взрыва баллонов и бочек с бензином удалось избежать.

Полиция показала себя молодцами: в 11 часов поджигателя задержали. «Им оказался 39-летний уроженец Ирбита Денис Мурашов. В настоящее время с ним работают сотрудники правоохранительных органов и спецслужб. По данным Свердловского управления СКР, мужчина состоит на учете у психиатра. Также известно, что с 2015 года мужчина находился в розыске как без вести пропавший», сообщает Znak.com.

А пытался Мурашов сжечь кинотеатр из-за фильма «Матильда» Алексея Учителя о добрачной связи императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Об этом давно, долго, пламенно говорила Наталья Поклонская, которую уже не хочется называть Нашей Няшей. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман в твиттере написал: «Похоже, что поджог ККТ Космос в Екб всё-таки из-за Матильды. Донагнетались. Возгорелось пламя. Считаю терактом. Привет Поклонской». Поклонская в ответе ничего не сказала о теракте, но сказала, что передавать ей приветы – недостойно политика.

По факту случившегося возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 167 УК РФ «Умышленное повреждение имущества, совершенное путем поджога». А что будет с депутатом Госдумы Поклонской? Хорошо если пожурят… Хотя, на мой взгляд, конечно, она наболтала уже на неплохую статью и приличный срок…

Зато у нас во Владивостоке – приятная погода и Владивостокский экономический форум вот-вот начнется! Так что всё хо…

Э, нет. Хорошо далеко не всё.

Накануне ВЭФ должен был состояться форум молодых предпринимателей «Точка притяжения – Дальний Восток». Организаторами молодежного форума выступили ООО МСП «ОПОРА России» совместно с клубом молодых предпринимателей «Примбиз».

Так вот он не состоится. То есть не то чтобы совсем – не состоится на Русском острове, где соберутся «большие». Знаете почему? Потому что 70% участников не прошло аккредитацию в ФСО (это Федеральная служба охраны, если кто не в курсе). Да уж, опасный народ – молодые предприниматели! Не то что царебожники Поклонской и мусульмане Кадырова.

А молодые предприниматели соберутся в филармонии. И правильно! Культурное место, и народ вокруг приличный. И никакого ФСО в округе.

Марина ЗАВАДСКАЯ, фото: demotivator.ru