Журнал РБК (не входит в объединенную редакцию холдинга РБК — прим. Дождь) опубликовал расследование о том, кто и как снабжает и финансирует частную военную компанию, известную как «группа Вагнера», и какую роль ее бойцы играют в Сирии. Дождь пересказывает главное, что стало известно из расследования.

«Группу Вагнера» курирует Главное разведывательное управление Генштаба ВС РФ, утверждают собеседники РБК в Минобороны и ФСБ. По словам последнего, компанию создали после того, как «в мире обострилась обстановка».
Лагерь «группы Вагнера» находится на хуторе Молькино Краснодарского края, где дислоцируется 10-я отдельная бригада спецназа ГРУ. База начала функционировать примерно в середине 2015 года. Сведений о владельце земли в открытом доступе нет, но несколько соседних участков оформлены на территориальное управление лесного хозяйства Минобороны.

В среднем в 2015–2016 годах военное ведомство тратило на воинскую часть 14,7 миллиона рублей без учета засекреченных контрактов. Некоторые из открытых тендеров выигрывали фирмы, связанные с петербургским ресторатором Евгением Пригожиным, которого называют бизнесменом, приближенным к президенту Владимиру Путину. «Фонтанка» писала, что в последние два года «Вагнер» передвигался по России в сопровождении людей, работающих на Пригожина. Фирмы бизнесмена — одни из крупнейших поставщиков услуг для Минобороны. Доказательств того, что они финансировали ЧВК, РБК не обнаружило. Обеспечивается ли лагерь группы из тех же госзаказов, что и лагерь ГРУ на той же базе, неизвестно.

На Ближнем Востоке «группа Вагнера» появилась незадолго до того, как осенью 2015 года Россия начала официально разворачивать свои базы. Рядом с Латакией и Алеппо располагались почти 2,5 тысячи человек, руководили операцией сотрудники ГРУ и ФСБ. В 2016 году в Сирии находились одновременно от тысячи до 1,6 тысячи сотрудников частных компаний в зависимости от напряженности обстановки.

Основные потери с российской стороны в Сирии несет именно ЧВК, утверждают собеседники РБК, знакомые с деталями операции. Сотрудник Минобороны настаивает, что всего на Ближнем Востоке погибли 27 бойцов. Один из бывших офицеров ЧВК говорит минимум о 100 погибших.

Большую роль в освобождении районов исторической части Пальмиры сыграли бойцы ЧВК, утверждает бывший офицер «группы Вагнера». «Сначала работают ребята "Вагнера", потом заходят российские наземные части, потом уже арабы и камеры», — рассказывает он. По его словам, отряд «Вагнера» используют в основном для наступления в трудных районах.

До Сирии бойцы добираются своим ходом, но грузы для «группы Вагнера» доставляются на кораблях «сирийского экспресса». Так СМИ называют суда, снабжающие режим сирийского президента Башара Асада, в том числе военными товарами.

Деньги солдатам «группы Вагнера» выплачивались наличными, официально они нигде не были оформлены, а закупки оружия и снаряжения засекречены. По словам источников РБК, траты взяли на себя государство и неназванные «высокопоставленные бизнесмены». Источник, знакомый с деталями военной операции, указывает, что боец ЧВК может рассчитывать на 80 тысяч рублей в месяц на базе в России и до 500 тысяч плюс премия — в зоне боевых действий в Сирии. Офицер Минобороны утверждает, что зарплата бойца в Сирии редко превышала 250–300 тысяч рублей.

С учетом зарплат, снабжения базы, проживания и питания годовое содержание «группы Вагнера», по подсчетам РБК, может обойтись в сумму от 5,1 миллиарда до 10,3 миллиарда рублей. Стоимость присутствия 2,5 тысяч сотрудников ЧВК в Сирии без учета зарплат может достигать 2,5 миллиона долларов в месяц (около 170 миллионов рублей).
Стандартная компенсация родственникам погибшего бойца, по словам источника РБК, составляет до пяти миллионов рублей. Столько же получают родственники военнослужащих, погибших во время боевых действий. Получить деньги не всегда просто, часто их приходится «выбивать». Офицер Минобороны уточняет, что за погибшего родственника семьи получают миллион, за ранения бойцам выплачивают до 500 тысяч.

Наемничество в России запрещено, а участие в вооруженных конфликтах в других странах уголовно наказуемо. Попытки легализовать ЧВК пока ни к чему не приводили, но после крымских событий 2014 года, во время которых хорошо себя зарекомендовали подразделения ГРУ, в этом вопросе, по данным РБК, произошел прорыв. Из-за появления в СМИ информации о связи «группы Вагнера» с базой в Молькино в Минобороны обсуждается вариант перевода «частников», например, в Таджикистан, Нагорный Карабах или Абхазию. Собеседник в Минобороны уверен, что расформировывать компанию не будут.