Текущие расходы граждан сокращаются три месяца подряд, сообщил вчера исследовательский холдинг «Ромир». В низкодоходной части населения расходы снизились на 7,5%. А жители мегаполисов уменьшили расходы в сентябре почти на 8%. Наиболее ощутимым для граждан оказался рост коммунальных тарифов и цен на продукты питания, сообщил в четверг Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Экономия и бедность становятся главным трендом сезона, шутят социологи.

В сообщении ВЦИОМа говорится, что самым ощутимым для граждан оказался рост коммунальных платежей. Увеличение суммы оплаты коммуналки в последние месяцы заметили 82%. При этом почти каждый второй – 47% – назвал рост значительным.

Около 79% респондентов в первую очередь говорят о росте цен на мясо. В январе 2015 года стоимость мяса посчитали высокой 77%. Около трех четвертей респондентов наблюдают подорожание сахара – 73% (в том числе 40% считают, что цены «значительно выросли»). О росте цен на молочные продукты говорят 72% респондентов, при этом 30% называют этот рост значительным.

Большинство опрошенных сообщили, что повысились цены на крупы и макароны (64%), хлебобулочные изделия (65%), овощи и фрукты (65%). Не дешевеет и бензин – это заметили 67% респондентов.

Комментируя полученные данные, руководитель исследовательских проектов ВЦИОМа Юлия Баскакова отметила: «Товары и продукты продолжают дорожать. Более заметен рост цен в столице, но и уровень жизни здесь выше. Более важно, что рост цен замечают в первую очередь малообеспеченные группы населения, те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары. Для них заметны даже небольшие на первый взгляд изменения – просто потому, что на счету каждый рубль. Проблема в том, что это очень широкий слой россиян – треть опрошенных, кому хватает денег только на еду и кто с трудом сводит концы с концами».

О том, что россияне переходят на жесткий режим экономии, говорят и результаты мониторинга исследовательского холдинга «Ромир». В сентябре текущего года индекс покупательской активности сократился на 0,7% относительно августа, что с учетом месячной инфляции в 0,6% вылилось в реальное падение расходов на 1,3%. Повседневные расходы россиян остаются на уровне ниже показателей двухлетней давности три месяца подряд.

В сентябре средний чек покупок стал меньше на 0,7%, при том что цены в среднем выросли на 0,4%. Это говорит о том, что россияне от оптимизации и закупки запасов перешли к стратегии жесткой экономии. Лидерами в этом вопросе стали жители мегаполисов и крупных городов, которые сократили в сентябре свои расходы почти на 8%. Представители низкодоходной части населения уменьшили свои траты на 7,5%. Уточним, что к этой группе статистика и социология относят тех, чей доход не выше прожиточного минимума. Сегодня по РФ он равен 10,017 тыс. руб. (для пенсионеров – 8,21 тыс. руб.). Причем для этой категории граждан сокращение расходов означает немедленное ухудшение качества питания. Между тем дешевые сегменты продовольственного ассортимента дорожают быстрее, чем дорогие.

Напомним, что рост цен, согласно августовскому опросу Левада-Центра, год от года беспокоит россиян больше всего – именно этот показатель последние 4 года граждане указывают в качестве своих основных тревог. Но если в 2012 году цифры на ценниках пугали 67% опрошенных, то в августе 2015 года их число выросло до 78% респондентов. Примечательно, что на 2% (с 3% в январе до 5% в августе 2015 года) больше опрошенных отметили, что, по их наблюдениям, цены на некоторые товары и услуги выросли более чем на 100%.

За период с 29 сентября по 5 октября 2015 года индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,1%, с начала года – 110,5% (с начала 2014 года – 107,1%). По подсчетам статистиков, цены росли в среднем на 0,02% в сутки. За прошедшую неделю цены на яйца и масло подсолнечное увеличились на 3,0% и 1,4% соответственно, на сосиски, сардельки, рыбу мороженую, сыры, хлеб пшеничный 1-го и 2-го сортов, рис, макаронные изделия, печенье, карамель, конфеты, чай – на 0,3–0,8%. В то же время свинина, баранина, сахар-песок стали дешевле на 0,3–0,7%.

Снижение цен на плодоовощную продукцию в среднем составило 0,2%, в том числе на морковь – 3,1%, картофель – 1,2%, яблоки – 1,0%, капусту – 0,9%. Одновременно свежие огурцы и помидоры подорожали на 3,5% и 2,9% соответственно, лук – на 0,5%.

Инфляция отражается и на другом статистическом показателе – индексе потребительской уверенности (ИПУ). Этот термин можно расшифровать – условно – как готовность гражданина совершать покупки, не опасаясь, что завтра он останется без средств к существованию. По данным Росстата, ИПУ в 3-м квартале 2015 года по сравнению с предыдущим кварталом снизился на 1 п.п. и составил минус 24%.

У граждан нет иллюзий и в отношении изменения личного материального положения. Этот индекс, согласно Росстату, в 3-м квартале снизился на 4 п.п. и составил минус 13% (в предыдущем квартале он составил минус 9%). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12 месяцев, составила 8% (во 2-м квартале 2015 года – 9%). Доля отрицательных оценок увеличилась до 27% (во 2-м квартале – 23%). Экономия граждан, смена их потребительских привычек несет за собой сокращение розницы, а в целом – снижение темпов роста многих отраслей промышленности. Домохозяйства являются конечными пользователями продукции, и снижение потребительской активности негативно отражается на экономике в целом.

«Экономическая ситуация из-за сокращения потребительского сектора в России будет ухудшаться, – считает руководитель аналитического отдела MFX Capital Роберт Новак. – Учитывая, что наша экономика все же ориентирована на внутреннее потребление, было бы наивно ожидать, что девальвация национальной валюты или тренд импортозамещения смогут нивелировать спад в потребительском секторе». Однако, отмечает Новак, от этого есть и позитивный эффект – спад потребительского спроса способствует снижению инфляционных ожиданий. Это позволит ЦБ в ближайшем будущем продолжить процесс смягчения денежно-кредитной политики для стимулирования потребления и инвестиций (до конца 2016 года ключевую ставку могут снизить до 5–5,5%). Тем более что потенциал роста кредитования в России в последнее время стараниями ЦБ значительно увеличился (только в 2015 году кредитование экономики сжалось на 2,5 трлн руб.).

С этим согласен и управляющий директор Hedge.pro Илья Бутурлин. «Ожидаемая мягкая политика Банка России простимулирует и потребление, и рост деловой активности. Чем ниже ключевая ставка ЦБ, тем ниже ставки в коммерческих банках, тем более доступными становятся кредиты для населения».

Вчера на заседании правительства глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев заявил, что, согласно базовому прогнозу ведомства, на основании которого был сформирован проект бюджета на 2016 год, ожидается восстановление потребительского спроса.