Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям глубоко озабочено печальным результатом подписной кампании на 2-е полугодие 2015 года и считает, что органам государственной власти и медиасообществу впору предпринимать срочные меры по спасению подписного рынка страны.

По отношению к первой половине 2014 года, то есть времени, когда были отменены государственные субсидии ФГУП «Почта России» на компенсацию потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по приёму подписки на периодические печатные издания у населения и их доставке подписчикам, российский подписной рынок по тиражам упал вдвое.

На 20% во 2-м полугодии 2014 года, на 22% — в 1-м полугодии 2015 года, и ещё на 19-20% — во 2-м полугодии 2015 года, как следует из опроса издателей и подписных агентств. По оборотам падение было меньшим, но исключительно в силу роста подписных цен и резкого взлёта в 2014 году почтовых подписных тарифов.

В настоящее время подписные тиражи стремительно тают, как у многотиражных федеральных газет и журналов, так и у небольших региональных изданий. Так, общефедеральные и региональные общественно-политические газеты в последнюю подписную кампанию потеряли 10-20% своих подписных тиражей, а у журналов ситуация и того хуже, хотя до того у многих изданий подписные тиражи росли, а если и падали, то несравнимо меньше. Более того, со второй половины 2008 года по первую половину 2014 года включительно, когда благодаря наличию целевых субсидий ФГУП «Почта России» были заморожены почтовые подписные тарифы, доля подписки в общем объёме реализуемых в Российской Федерации тиражей газет и журналов постоянно росла и к 2014 году достигла 36%.

По мнению участников рынка печатных СМИ, основная причина нынешнего падения объёмов подписки в том, что цены на подписные издания превысили уровень психологической приемлемости для большинства подписчиков - физических лиц, и люди стали массово отказываются от подписки на газеты и журналы или сокращать её. На это у них теперь банально не хватает денег. Что же до предпринимаемых в последнее время мер в поддержку подписки, то по своей сути они носят косметический характер и исправить ситуацию на подписном рынке страны не могут по определению.

Для возрождения и развития подписки на печатную прессу в стране в первую очередь следовало бы вернуться к вопросу о восстановлении государственных субсидий ФГУП «Почта России» на эти цели, и установить ставку НДС на распространение периодической печатной продукции по подписке, равную 10%, как и в случае с её розничными продажами.

Как представляется, эти меры назрели и полностью отвечают задачам, сформулированным Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в своих поручениях:
от 08.06.2015 № Пр-1152 по итогам II Медиафорума независимых региональных и местных средств массовой информации «Правда и справедливость» (в части, касающейся формирования механизма государственной поддержки доставки периодических печатных изданий населению, пункт 1 «г»);
от 22 января 2015 г. № Пр-93 по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству 24 декабря 2014 года в части, касающейся повышения доступности книжной и периодической печатной продукции для населения (пп. «в» п. 5);
от 22 февраля 2015 года, резолюция по результатам встречи с главными редакторами газет «Московский комсомолец», «Комсомольская правда», «Российская газета» и «Аргументы и факты».

ФАПМК