Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова объявила лауреатов Международных премий ЮНЕСКО за распространение грамотности за этот год. Associação Progresso в Мозамбике и Национальный педагогический институт в Шри-Ланке будут удостоены Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности. Организации Platform of Associations in Charge of ASAMA and Post-ASAMA в Мадагаскаре, Juan Luis Vives School of Valparaiso в Чили и Svatobor в Словакии получат премию ЮНЕСКО имени Конфуция за распространение грамотности. Пять Премий ЮНЕСКО за распространение грамотности будут вручены г-жой Боковой по случаю празднования Международного дня грамотности, который ежегодно отмечается 8 сентября.

Темой Международного дня грамотности 2015 года станет «Грамотность и устойчивые общества». Она подчеркивает важную связь между грамотностью и повесткой дня в области устойчивого развития, которая будет принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре. Эта тема также служила ориентиром для международного жюри, которое предложило кандидатуры лауреатов Генеральному директору.

«Женщинам и мужчинам во всем мире необходимо обладать навыками грамотности, чтобы управлять собственной жизнью», – заявила Генеральный директор ЮНЕСКО.  «Помимо этого, грамотность является обязательным условием повышения информированности общественности и обеспечения массового участия населения, необходимого для реализации наших усилий по повышению заботы о нашей планете и управления её ресурсами. Такое преобразование может быть реализовано только в том случае, если наиболее уязвимые категории молодежи и взрослых получат базовые навыки грамотности, которые позволят им приобрести знания и уверенность, необходимые для улучшения собственной жизни и создания более жизнеспособных общин», – добавила г-жа Бокова.

Обладателями Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали:

·     Associação Progresso – неправительственная организация в Мозамбике, получившая признание за свою эффективную программу на языках Мозамбика «Грамотность на местных языках – трамплин к достижению гендерного равенства».  Данная организация добилась хороших результатов благодаря ориентиру на международные стандарты и исследования, подготовке инструкторов и вовлечению сообщества в процесс разработки, мониторинга и повышения результативности.

·    Национальный педагогический институт Шри-Ланки был удостоен Премии за свою «Открытую школьную программу», которая удовлетворяет образовательные потребности обездоленных групп населения и предлагает альтернативный способ обучения для молодежи и взрослых, не охваченных школьных образованием, с целью возобновления академической или профессионально-технической подготовки. В рамках этой программы также обеспечивается непрерывное профессиональное образование рабочих и фермеров с целью оптимизировать приносящую доход деятельность. Кроме того, программа делает образование доступным для лиц с различной степенью инвалидности, которые не могут посещать учебные центры и заведения.

Лауреатами премии ЮНЕСКО имени Конфуция за распространение грамотности стали:

·      Platform of Associations in Charge of ASAMA and Post-ASAMA – неправительственная организация на Мадагаскаре, которая разработала комплексный подход к достижению Целей развития тысячелетия (ЦРТ) путем установления партнерских отношений между государственными органами и 66 другими неправительственными организациями. Программа предусматривает целый ряд курсов обучения грамоте для неграмотных, которые составляют 40% от общего числа населения, а также профессионально-техническую подготовку на всех уровнях и оказывает поддержку выпускникам в поиске работы или открытии собственного бизнеса. Программа была опробована в Буркина-Фасо и Чаде.

·        Juan Luis Vives School of Valparaiso – школа в Чили, получившая признание за свою программу “Alfabetización de las personas privadas de libertad” (Обучение грамоте лиц, лишенных свободы). Данная программа предусматривает формальное базовое образование для заключенных с целью содействия их социальной реинтеграции в общество после отбывания срока наказания. В рамках этой программы удалось достичь значительных результатов в преодолении проблем обучения, с которыми сталкивались многие заключенные.

·       Svatobor – ассоциация в Словакии, удостоенная премии за свою программу «Romano Barado», которая помогает рома преодолеть социальное отчуждение и пользоваться основными правами человека. В программе применяется новаторская концепция, которая устанавливает связь между экологической устойчивостью, питанием и профессиональной подготовкой. В числе других мероприятий предусмотрено обучение ведению сельского хозяйства с целью помочь членам общины повысить урожайность своих огородов, а также содействие экологической устойчивости и расширение образовательных возможностей для маргинализированных членов общины. Эти мероприятия помогают рома с устройством и интеграцией в местные общины.

Каждый из пяти лауреатов получит премию в размере 20 тыс. долларов США, диплом и памятную медаль во время церемонии празднования Международного дня грамотности, которая состоится 8 сентября 2015 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Франция.