Южноуральский доброволец в интервью Znak.com рассказывает, почему бойцы из России покидают самопровозглашенную республику

 

 

Луганской народной республике приходит конец: уже сегодня она фактически оккупирована частной военной компанией (ЧВК) командира Вагнера. Местные власти сдают наемникам бойцов народного ополчения, а Вооруженные силы Украины готовятся к полномасштабному наступлению. Ополченец из Копейска Антон Банщиков, с июля 2014 года воюющий за непризнанную республику, в интервью Znak.com рассказал, что сейчас происходит в ЛНР и чего ждут добровольцы из России.

 

28-летний Антон Банщиков в ЛНР поехал «по зову души»: «Устал смотреть, как долбят по мирным жителям из «Градов», «Ураганов», авиацией с кассетными и фосфорными бомбами». В ноябре 2014 он был объявлен убитым: на его странице в сети «ВКонтакте» некто разместил сообщение о гибели ополченца. Через несколько дней Банщиков заявил, что «слухи о смерти изрядно преувеличены». Успокоил родных и друзей и остался в Луганске, в знаменитой ОБрОН «Одесса» (отдельная бригада особого назначения). Упорство ополченцев, львиную долю которых составляли добровольцы из России и Крыма, в начале января «вознаградили по заслугам»: по приказу властей ЛНР бригаду разоружили, командира арестовали, а бойцов заперли в СИЗО.

 

«Здесь вообще странная ситуация, – рассказывает Znak.com Антон Банщиков. – Русских добровольцев, раненых в боях за Новороссию, высылают «на Россию» даже с незначительными ранениями. Больше эти бойцы в Луганск не возвращаются. Для справки: по последним данным здесь воюют 64% добровольцев из России. Что же ждет Луганск, если все они выйдут отсюда? Считаю, власти ЛНР напрямую выполняют приказ президента Украины Петра Порошенко «уничтожить все учебно-боевые формирования в зоне АТО (антитеррористической операции, начатой ВС Украины весной 2014 года, – прим. ред.)».

 

Антон Банщиков продолжает: «10 января базу ОБрОН в Краснодоне окружили неизвестные бойцы, выставили 19 танков, кучу «Выстрелов», три БМП, «Корнеты», минометы, снайперов, автоматчиков и пулеметчиков. Только командир ОБрОН не дал пролиться крови, вступил в переговоры с окружившими нас. Было принято решение, что МГБ ОБрОН «Одесса» на добровольной основе переходит в полном составе под ведомство Луганской народной полиции. Алексей Фомичев (командир «Одессы», – прим. ред.) довел это до своих подчиненных лично, на построении было приказано сдать оружие и боеприпасы для переучета. Все бойцы выполнили приказ безоговорочно».

 

- Про Фомичева пишут, что он был арестован сразу после разоружения бригады…

 

- Так и есть. В тот же вечер Фомичева вывезли с базы якобы для урегулирования вопросов сторон. На следующий день в Интернете появилось видео, где командир «Одессы» подвергается избиению. Буквально через час видео было удалено. С нами тоже не церемонились. После того как командира вывезли с базы, на территорию вошли вооруженные люди и начали командовать, как у себя дома. В тот же день с территории базы было вывезено все вооружение, боевая техника, часть автотранспорта. Всех оставшихся бойцов ОБрОН загнали в казармы, блокировав передвижение по части, выпускали только за ворота домой. На следующий день разоружившие нас люди начали вести себя вызывающе, угрожали расстрелом. К утру на базе осталось около шестидесяти бойцов, остальные приняли решение покинуть расположение части. Вечером того же дня всех оставшихся согнали в небольшое полуподвальное помещение, где захватчики, стреляя в полоток над головами бойцов из автоматов и пистолетов, выкрикивали оскорбления. В это же время в расположении проводили обыск на предмет вооружения. Правда, на самом деле искали материальные ценности и деньги – шло откровенное мародерство. После обыска всех бойцов отправили в СИЗО. Продержали без каких-то обвинений три дня, выпустили. К этому времени в части захватчиков уже не было, а база – полностью разграблена. Вся документация, материальные ценности, автотранспорт вывезены бойцами Вагнера.

 

 

- Откуда вообще взялись эти «бойцы Вагнера», кто они такие? Это части украинской армии, наемники, другие ополченцы?

 

- Точно – не армия. СВУ сейчас стоит там, где стояли, – на Дебальцево, станице Луганской, Счастье. На территории ЛНР работает ЧВК (частная военная компания, – прим. ред.) Вагнера. Подчиняется напрямую Плотницкому (Игорь Плотницкий – глава ЛНР, – прим. ред.), а вот Плотницкий кому служит – большой вопрос. ЧВК… Подразделение, которое не воевало. Следовательно, техника не может быть трофейной. Из России техника не идет, да вдобавок наемничество в России – это статья, приравненная к участию в ОПГ. Так что ЧВК не могла прийти из России. В Донецке о них тоже не слышали. Здесь все уверены: их спонсировала и дотировала Украина, интереса Москвы я здесь не вижу. И при этом ЧВК, повторюсь, не воевала за Новороссию, а вся техника, вооружение у них – нового поколения, таких вообще не было на поле боя ни с нашей, ни с украинской стороны.

 

- То есть ОБрОН «Одесса» уничтожили формальные союзники без всякого боя?

 

- Вот как ответить? На настоящий момент МГБ ОБрОН «Одесса» сохранила знамя, все документы и печати. Хотим заново формировать отряд: сейчас из первоначальных 1200 человек осталось около двух сотен. Думали перейти к Риму, но на сегодня все дороги до его базы перекрыты, везде блокпосты с тяжелым вооружением.

 

- Рим – это?..

 

- Рим – командир первого казачьего полка «Измаил». Он объединил сейчас всех казаков, держатся в Свердловске. Когда «Свердловку» начали брать в кольцо, они снялись с передовой. Сейчас линия фронта фактически оголена. Зато плюс – Рим занял базу почти посреди города2 и тяжелая техника так просто не подойдет. Вчера, 18 января, базу Рима уже пытались захватить. Поселок окружили, но до боя не дошло: к Риму пришли на помощь казаки с линии фронта. Но вообще положение аховое: русские добровольцы массово складывают оружие и уходят. Мы, остатки ОБрОН, держимся почти как в «автономке». Спасибо местным жителям – почти все бойцы одеты по погоде, но, если так пойдет и дальше, боюсь, Украина дойдет до границы с Россией без боя, а мы окажемся за линией фронта. Итоги неутешительны: почти все, кто приходил добровольцем, ушли – кто домой, кто в Донецк, воевать там. Командование почти все задержано и вывезено в неизвестном направлении, технику и вооружения с базы «Одессы» вывезли тоже, но до Луганска оружие так и не доехало. А на базе сидят бойцы Вагнера и готовы с большим количеством бронетехники выйти на Свердловск, воевать с казаками. И при этом они же якобы сотрудничают с луганскими властями. Правительство республики сливает ее Украине, насколько я это вижу. И это на сегодня подтверждают источники в ФСБ.

 

 

- А у вас есть источники в ФСБ?

 

- Не напрямую, через посредника. А так да, нас полностью курировало ФСБ. Любые действия бригады предварительно обговаривались в Москве.

 

- Получается, воевать больше нечем и не с кем? Ведь по факту ЧВК Вагнера – союзники?

 

- У бойцов осталось немного трофейного оружия. Сейчас мы рассредоточились по квартирам и съемным домам, ждем, что скажет Москва. Один из командования смог в момент задержания уйти, уехал в Москву. Так что ждем его приезда или хотя бы звонка – что он нам скажет?

 

- Как думаете, почему Луганск берут именно с помощью частной компании? Сами украинские военные на это не способны?

 

- Не могу ответить. С украинцами вообще весело. Наши, ОБрОН, держали линию фронта на Пархоменко, Болотном, под Счастьем. И, как весь фронт, играли с украинской артиллерией в кошки-мышки. Как только на Пархоменко появились наши ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты, – прим. ред.) – СВУ оттянули войска от линии фронта порядка на десять километров, оставили только минные заграждения. В открытый бой они не слишком рвутся, а ПТУР – это все-таки высокоточное оружие и современные противоракетные комплексы просто не успевают его сбить. Я сам служил на Дальнем Востоке, там и научился обращаться с ними. Никогда не думал, что буду воевать на этой установке, но научили меня хорошо: почти все ракеты ложатся в цель. Учил других пацанов уже здесь, кто со мной в боях обкатывался – сегодня работают самостоятельно. Жгли технику, долбили и танки. Приходилось выбивать укрепрайоны и блокпосты, все было.

 

 

- Как живет при всем этом мирное население? Или такого уже не осталось?

 

- Как-то живут, хотя не понимаю, как они терпят эти власти. Рынки переполнены «гуманитаркой» из России. «Гуманитарка» едет, это единственная помощь и нам, и «мирняку», но и та не доходит, оседает в карманах хапуг из власти. А ведь если Россия потеряет Луганск, то и Донецк разобьют. Украина, говорят, вообще жаждет войны в России, аж народ требует объявления войны официально.

 

- Что собираетесь делать вы, ваши товарищи?

 

- Кто хотел – уже ушел. Из Челябинской области здесь кроме меня никого не осталось. Есть южноуральцы под Донецком – там их порядком больше. Мы сейчас, все, кто остался здесь, решили пока ждать команды. На рожон нет смысла лезть: к казакам нас все равно не пропустят, а с боями идти – будут бессмысленные жертвы. Нас слишком мало, и с автоматом на танк – это по крайней мере глупо. Да и так ли надо нам к казакам? Риму сейчас перекрыли все дороги. То есть у него не будет подвоза продуктов, подкрепления, боекомплекта. Наемники могут просто постоять с пару-тройку недель, подождать, пока у казаков закончатся ресурсы, и возьмут Рима тепленьким. Ну а если не смогут – то тогда, скорее всего, подождут наступления или сметут вместе с городом.

 

- Про других командиров вестей нет?

 

- Бэтмен (Алексей Беднов, командир «“ГБР” Бэтмен») убит, причем даже СМИ говорят – убит бойцами ЧВК Вагнера. «Фома», судя по всему, находится в Луганской комендатуре, на него оказывается давление. Возможно, пытки. Фомичева пытаются объявить мародером. Нам это прямо заявляли, пока мы ждали на базе: командир ваш – мародер. Это тяжелое обвинение, хоть и не имеет никакого основания. «Фома» – идеалист, он занимался только войной, ничем больше, включая политику. Если из него все-таки смогут выбить признательные показания, то по законам военного времени это будет расстрел.