Жанна Ульянова
После присоединения Крыма в ближайшем окружении Владимира Путина нарастили свое влияние силовики и шеф кремлевской администрации Сергей Иванов, говорится в новом докладе холдинга «Минченко консалтинг» о раскладах в политэлите («Политбюро 2.0»). Статус премьера Дмитрия Медведева в неформальной системе управления, наоборот, значительно понизился, что, по мнению экспертов, позволило Иванову взять реванш за 2007 год
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов и президент России Владимир Путин (слева направо)
Фото: ТАСС

Премьер-министр Дмитрий Медведев перестал быть одним из полюсов ориентации российской политической и бизнес-элиты. К такому выводу пришел коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» в первом в этом году публичном докладе «Политбюро 2.0 и посткрымская история», констатировав демонтаж двухполюсной модели ориентации элитных групп.

Эксперты холдинга в 2012 году впервые описали неформальную систему управления Россией, где основные элитные кланы согласовывают свои интересы и борются за близость к «верховному арбитру» Владимиру Путину. До сих пор ориентация российских элитных групп была биполярной: авторы предыдущих докладов «Политбюро 2.0» указывали, что, с одной стороны, полюсом притяжения был лидер условных «силовиков-государственников», президент «Роснефти» Игорь Сечин, с другой – Медведев как лидер «системных либералов».

Теперь, по мнению авторов доклада, ориентация элит распределяется по секторам, где кураторами выступают наиболее сильные игроки: в обороне и ВПК это министр Сергей Шойгу, руководитель администрации Иванов и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов; во внутренней политике – Иванов и его первый заместитель Вячеслав Володин.

После присоединения Крыма значительно усилил свои позиции Иванов, как и двое других представителей силового блока, Шойгу и Чемезов. Тем не менее Путин не дает силовой корпорации консолидироваться, поэтому невозможно появление «силового вице-премьера», отмечают эксперты.

По мнению одного из авторов доклада Евгения Минченко, произошел ремейк гонки преемников Путина 2006–2007 годов. Тогда руководивший национальными проектами Медведев обошел считавшегося фаворитом Иванова. «Ситуация отразилась зеркально, и состоялся реванш Иванова. Ресурсы в значительной степени перетекли из рук премьер-министра в руки главы президентской администрации», – говорится в исследовании.

Как отмечает Минченко, Иванов усилил влияние именно в тех областях, где в последнее время его потерял Медведев. После того как Иванов начал курировать критически важное украинское направление, его статус возрос. Кроме того, новая роль позволила ему замкнуть многие формальные и неформальные процессы лично на себя. Укрепление ключевых позиций повлекло за собой естественное усиление его имиджевой и информационной активности, сделало символом и выразителем мнения группы «силовиков-государственников».

Зоны влияния и степень близости к Путину политической и деловой элиты

 

Политолог Алексей Макаркин отмечает, что этот процесс начался еще в 2011 году, когда Иванов возглавил президентскую администрацию. А украинский кризис лишил Медведева его основного ресурса – отношений с Западом, говорит он.

Медведев окончательно стал техническим премьером, но это лишь повышает его шансы долго удерживаться на нынешнем посту, делают вывод аналитики. При этом он остается полноправным членом «Политбюро 2.0», в первую очередь, из-за близости к Путину и наличию неформальной договоренности, срок которой еще не истек.

Растерял прежнее влияние и мэр Москвы Сергей Собянин, тогда как еще в прошлом году, по оценке экспертов, он был потенциальным кандидатом на пост премьера. Слабая избирательная кампания в Москве, итогом которой стали слова Путина об избранном мэре «не Робеспьер», ослабила неформальное влияние, имидж Собянина и удалила от «верховного арбитра». «Собянин выступил как непубличный глава региона, а не как претендент на национальное лидерство», – говорится в докладе. К тому же мэр дистанцировался от «Единой России».

В целом же в посткрымской России возросло как влияние «Политбюро 2.0» в качестве неформального органа власти, так и влияние Путина. Но в дальнейшем эксперты прогнозируют, рост конкуренции за сокращающиеся бюджетные ресурсы страны, и ожидают создания новых коалиций, повышающих политическую выживаемость их участников.