Мексиканка, которую насилуют в полицейском автобусе под одобрительные крики полицейских; нигериец, уже четыре года страдающий от страшных головных болей, которые начались после того, как полицейские методично били его головой о бетонную стену; филиппинка, которая не может забыть, как солдаты лили ей на кожу расплавленный свечной воск…

Пытки никуда не делись - они по-прежнему в ходу: об этом свидетельствуют документы Amnesty International, в которых зафиксировано использование различных видов пыток - электрошок, утопление, изнасилование - в 141 стране мира за последние 5 лет.

Их творят по всему миру - в темных тюремных камерах, секретных застенках и средь бела дня. Большинство из тех, кто за это в ответе, так никогда и не предстают перед правосудием; всеобъемлющая безнаказанность создаёт впечатление, что все это творится с молчаливого одобрения правительств.

В некоторых случаях пытки бывают настолько жестокими, что люди погибают. В других случаях мужчины и женщины, сумевшие выжить, посвящают свою жизнь тому, чтобы призвать виновных в их мучениях к ответу и положить конец безнаказанности.

"Остановите пытки!" - новая кампания Amnesty International, имеющая целью рассказать о судьбах тех, кто прошел через ужасные испытания, и призвать виновных к ответу.

Италия Мендес: "Мне никогда и в голову не могло бы прийти, что меня будут пытать".

Приехав 3 мая 2006 года в Сан-Сальвадор-Атенко, в штате Мехико, мексиканская правозащитница Италия Мендес собиралась фиксировать нарушения со стороны полиции в отношении протестующих демонстрантов, и никогда бы подумала, что ее арестуют и будут пытать.

Четвертого мая в 6 вечера полиция грубо вломилась в дом, где она остановилась; ее схватили за волосы, прижали к стене и избили. В ходе сопровождавшегося насилием допроса полицейские спрашивали о том, чем Италия занималась в Атенко; девушка объяснила, что она активистка правозащитного движения. В ответ на это старший полицейский сказал остальным: "Этой нужно особое обращение".

"Меня ударили по голове куском дерева, закрыли лицо кофтой и затолкали в полицейский автобус. Оказавшись внутри, я почувствовала запах крови и услышала крики боли. Всюду на полу лежали люди и полицейские протащили меня прямо по ним. Добравшись до конца автобуса, они повалили меня и снова начали избивать, пытались душить меня, а потом изнасиловали. Я не могла поверить, что это действительно происходит. Насилуя меня, они принуждали меня к комментариям сексуального характера, говорили, что убьют меня", - так описала Италия произошедшее с ней в тот день.
"Побои были настолько жестокими, что в какой-то момент я почувствовала руку позади себя и услышала, как кто-то сказал: "Пожалуйста, не бейте ее больше".

Все это продолжалось несколько часов, после чего Италию доставили в государственную тюрьму. Покрытая синяками и порезами Мендес оказалась в тюремной столовой, где еще 47 женщин, задержанных в ходе протестов, ждали своей участи. Италия требовала, чтобы ее осмотрел врач, она также требовала адвоката, чтобы произошедшее с ней было документально засвидетельствовано.

Однако служащий Государственной прокуратуры, прибывший к ней, отказался официально зарегистрировать факт насилия. Не было и надлежащего медицинского освидетельствования.
"Доктор, осматривавший меня, все время смеялся. Он наложил швы на раны на голове без всякой анестезии, это было очень больно". Италию освободили под залог спустя десять дней, ее обвинили в "нападении на общественные коммуникации и транспортные средства". Эти обвинения так и не были сняты.

С того дня Италия и десять других женщин, переживших полицейский произвол, не прекращали попыток обнародовать факты совершённого насилия и довести их до официальных властей самого высокого уровня. Восемь лет борьбы за то, чтобы правосудие свершилось, не прошли впустую: двоим полицейским были предъявлены обвинения в сексуальном насилии, но многим соучастникам преступлений до сих пор удается избежать правосудия. Их дела будут разбираться в Межамериканской комиссии по правам человека.

Недавно Италия вместе с десятью другими женщинами объединились с другими пострадавшими от сексуального насилия со стороны представителей власти для участия в общенациональной кампании под лозунгом "Прервать молчание!". Ее цель - добиться правосудия и прекратить вопиющие нарушения прав человека по всей стране.

Италия считает, что тяжкие испытания, которые ей пришлось пережить, подтверждают широко распространённое использование пыток и недостаточный уровень правосудия в Мексике.
"Пытки в Мексике вне чьего-либо контроля; случаи пыток затрагивают не только тех, кто им подвергается, но наносят тяжелый ущерб обществу в целом. Но я никогда не перестану бороться!", - заявила Италия.

Джастин Ийеома: Полицейский методично бил меня головой о бетонную стену.

"Мистер Права Человека" - так меня называют власти в Порт-Харкорте, моем родном городе в Нигерии. Это из-за моей работы - защищать приговоренных к смерти и других заключённых, которые сталкиваются с пытками со стороны силовых структур.

Постоянные сотрудники и волонтёры нашей организации - Фонда защиты прав человека, социального развития и защиты окружающей среды - посещают полицейские участки и места заключения, где есть угроза серьёзного нарушения прав человека.

"Мы документально зафиксировали множество случаев внесудебных наказаний, исчезновения людей и ужасные истории применения пыток.

Во многих полицейских участках есть так называемые камеры пыток и особые сотрудники, главное занятие которых - пытать людей. Задержанных - как правило бедняков или уличных мальчишек - приводят в "Святилище", как они называют пыточную камеру.

Людей подвешивают к потолку или за наручники, заламывают им руки - и часами пытают их. Их избивают тыльной стороной мачете, плоскогубцами вырывают им ногти, скручивают их проволокой, стреляют им по ногам, завязывают глаза и глумятся над ними, применяют слезоточивый газ, избивают ружейными прикладами и стволами.

Недавно молодой человек потерял сознание после того, как его несколько часов избивали мачете и металлическими прутами. Весь пол пыточной камеры был в крови. Когда полицейские на следующее утро привели его в чувство, они заставили его есть собственную кровь, впитавшуюся в песок на полу камеры".

Многие из тех, кто подвергается пыткам, месяцами содержатся в своих камерах без предъявления каких-либо обвинений; для полиции обычной практикой является использование пыток для выбивания признательных показаний. Люди готовы признать что угодно, лишь бы их больше не мучили. Выбитые под пытками показания становятся основой для судебного процесса над теми, кого пытали. Зачастую тех, кто признаёт себя виновным, приговаривают к смерти.

"Активисты правозащитных организаций также не застрахованы от нападений. Нас угрожают убить, нас задерживают, лично я подвергался пыткам. В мае 2010 года я защищал одного подозреваемого подростка, после чего меня задержала полиция. Меня вытащили из камеры и за какой-то конторской стойкой полицейский начал методично бить меня головой о бетонную стену. Меня госпитализировали с серьезными травмами головы, и до сих пор я страдаю от сильных головных болей.

Мы хотим, чтобы в Нигерии была введена уголовная ответственность за пытки. Пытки уже признаны незаконными, и нужно приложить все усилия, чтобы исключить их из правоприменительной практики в нашей стране.

Мы не теряем надежды. Власти не остаются полностью глухи к нашим усилиям по обнародованию случаев применения пыток; в своей еженедельной радиопрограмме - "Ты должен знать свои права!" - я называю имена жертв и взываю к совести преступников, это даёт определённый эффект. Зачастую мы получаем желаемый результат спустя всего несколько часов после программы.

Пытки бесчеловечны, и мы все должны искоренить их!

Лоретта Розалес: "Все мое тело сотрясалось в конвульсиях"

Когда двое представителей филиппинских силовых структур в штатском подошли к правозащитнице Лоретте Росалес, завязали ей глаза и посадили в машину - она подумала, что ей уже никогда и никому не придется поведать свою историю. В период правления Фердинанда Маркоса в 1970-е правозащитная деятельность была крайне рискованным занятием.

"Я была очень напугана. Я поняла, что пришел и мой черед. В тот момент, когда меня ввели внутрь здания, я услышала крики и стоны. Я поняла, что оказалась в пыточной камере. Один из агентов сказал: "Никто не знает, что ты здесь, так что мы сделаем с тобой все, что захотим", - рассказала Лоретта Amnesty International.

Сразу начались пытки. Сначала мужчины прокричали Лоретте свои вопросы, затем лили расплавленный свечной воск ей на руки, пытались душить ее ремнем и топить ее. "Помню, что я старалась не потерять сознание, это был мой способ борьбы. Потом они применили электрошок, это было нестерпимо больно. Все мое тело сотрясали конвульсии, я ничего не могла с этим поделать", - рассказывала Лоретта.

У семьи Лоретты были связи в военном ведомстве, так что её через несколько дней отпустили. Лоретта никогда на прекращала борьбу за права человека и сегодня она является главой Филиппинской комиссии по правам человека.

Как бы там ни было - спустя почти сорок лет и несмотря на прогресс в области законодательства (страна приняла Указ о запрете пыток в 2009 году) - пытки всё еще распространены.
В январе 2014 года Лоретта получила телефонный звонок с сообщением, что в Биньяне, юго-восточном пригороде Манилы, на принадлежащем полиции объекте обнаружили "колесо пыток". Вращая колесо, полицейские могли выбирать, какую именно пыточную технологию применить к задержанным.
"Тридцать секунд в позиции летучей мыши" означало, что задержанного на 30 секунд подвешивали вниз головой; "двадцать секунд Мэнни Пакьяо" значило, что задержанного будут 20 секунд непрерывно избивать.

"Я никогда не видела ничего подобного. Обычно кого-то пытают, чтобы выбить информацию, но здесь все делалось просто ради развлечения. Это производило шокирующее впечатление", - сказала Лоретта.
Нескольким полицейским всё-таки были предъявлены обвинения по требованию международной общественности, однако в целом правосудие на Филиппинах крайне редко торжествует в отношении тех, кто подвергся пыткам. И случай Лоретты - не исключение. Никто так и не предстал перед судом и не понес ответственности за те страдания, которые ей - в ту пору молодой правозащитнице - пришлось пережить. Один из тех, кто пытал ее, сегодня заседает в филиппинском конгрессе.

"Крайне малое число обвинительных приговоров в делах о пытках на Филиппинах представляет серьёзную проблему. Люди слишком напуганы, чтобы сообщать о пытках, несостоятельность правосудия ведет к тому, что людей можно пытать".