С 2010 года длится тяжба Валентины Федореевой с ДЭКом. Ей вспоминают долг 2010 года, который остался от покойной бывшей собственницы. Часть судов она проигрывает, часть выигрывает, в частности, ей удалось стрясти с ДЭКа за незаконное отключение 5000 рублей. В одном из судов она доказала, что долга у нее нет.

Начислил за умершую

– Это длится с 2010 года. Когда я в этот дом переехала, в 2010 году, там жили посторонние люди. Бабушка, которая там проживала, умерла в 2005, люди переехали в другой дом. В 2012 году не на меня, а на Боталову, которая умерла в 2005 году, подали в суд. Я пришла в суд, доказала, что задолженности нет, 10 декабря 2012 г. было вынесено решение, – говорит Валентина Николаевна.

Она прилагает решение, в котором уссурийский ДЭК требует с нее задолженность с 01.03.2011 по 22.05.2012 (она дом купила только в 2012 году). Долг 3824 рубля. Валентина Николаевна в суде пояснила, что у нее всего три лампочки. За март был перерасчет на 574 рубля, за август – 677 рублей, ей известно, что у предыдущих жильцов имелась задолженность 1500 рублей. Оплату она производит по приборам учета, долгов у нее нет. Судья устанавливает, что был еще долг, оставшийся от умершей бабушки.

По Федореевой, согласно квитанциям, долга нет. Суд выносит решение отказать ДЭКу в удовлетворении исковых требований.

– 14 января 2013 года оно вступило в законную силу, но ДЭК приехал и отключил меня от света. Когда я стала говорить, что есть решение суда, мне ответили, чтобы я его куда-нибудь засунула. В июле 2013 года, когда я подала в суд, что меня постоянно отключали, суд присудил им выплатить 5000 рублей, – говорит Валентина Николаевна.

Она прилагает решение суда от 11 марта 2014 года. В решении записано, что, несмотря на то, что оплачивает услуги, ей приходят предупреждения о задолженности, подали в суд, но суд им отказал.

Решение было вынесено в декабре 2012 года, в январе 2013 года ей пришло уведомление о наличии задолженности 2521 рубль. В течение 2013 года размер задолженности увеличился и на январь составил 5670 рублей. Считает, что никакой задолженности у нее нет и быть не может, так как ежемесячно оплачивает услуги по показаниям счетчика. Из расчетов суда: согласно квитанции за апрель предыдущее показание 7999 кВт/ч., а текущее – 10 027 кВт/ч., однако в квитанции за январь указано показание 8999 кВт/ч., а текущее – 9199 кВт/ч. Показание за июнь – 7999 кВт/ч., причем произведен перерасчет (- 2965 рублей), высчитанный из задолженности. За июль предыдущее показание не изменилось – 7999 кВт/ч., но текущее указано 10 521 кВт/ч., в результате ей выставили 2143 кВт/ч., хотя она пользуется только освещением, и ежемесячное потребление не превышает 300 кВт/ч. За июль фактические показания прибора соответствовали: предыдущее – 10 628 кВт/ч., а текущее – 10 777 кВт/ч. Неоднократно обращалась с заявлениями в адрес ответчика, в том числе, к генеральному директору «Дальэнергосбыта», в Октябрьский участок Уссурийского отделения филиала «Дальэнергосбыта», в которых указывала, что не согласна с наличием у нее задолженности, просила провести проверку, но ее требования игнорировали, заявляя о наличии у нее задолженности.

Отключили? Платите 5000!

В результате, как пишут в решении суда, 4 февраля 2014 г. ответчик незаконно отключил ее от электроснабжения. При этом никакой акт в ее присутствии не составлялся. Поскольку от электроснабжения ее отключили незаконно, она тут же самостоятельно восстановила подачу электроэнергии в дом. Представитель ДЭКа в суде заявил, что отключили Федорееву законно, при этом четыре раза уведомив.

Судья делает вывод: ОАО «ДЭК» вправе был приостановить или ограничить предоставление истцу электроэнергии лишь при наличии вины потребителя.

Пишет судья: «Установлено судом, между сторонами имеется спор по начислению платы за электроэнергию... Федореева действительно устно обращалась в Октябрьский участок Уссурийского филиала «Дальэнергосбыт», оспаривая начисление ей задолженности, в связи с чем вина истца в неоплате электроэнергии не установлена». Суд удовлетворяет требования о компенсации морального вреда частично. Валентина Николаевна требовала 49 000 рублей, суд ей присуждает всего пять тысяч рублей.

– Они все мне выставили долг, два раза подавали на административное правонарушение, у меня появилось два «левых» счета. Потом договорились, что я никому ничего не должна, – говорит Федореева.

У Федореевой есть постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Правонарушение состояло в том, что, по мнению помощника УПП ОМВД РФ по Октябрьскому району Дюкина, Федореева после ее отключения, самовольно подключилась к электросетям, набросив провода. Она пояснила, что подключилась не самовольно – обратилась в прокуратуру, и ее подключили. Мировой судья считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению потому что «вина в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом». А, поскольку сама Федореева не признала вины, а агент ДЭКа Корсакова, принимавшая участие в мероприятии по выявлению самовольно подключившихся лиц, от дачи объяснений должностному лицу отказалась, мастер Лазуренко, принимавший участие в рейдовом мероприятии по выявлению самовольно подключившихся лиц, не смог ответить, было ли у Федореевой самовольное подключение. В связи с этим к административной ответственности она привлечена не была.

Сидим без света всей деревней

Однако у Федореевой есть и проигранные суды по оплате электроэнергии.

– У нас есть люди, у которых даже домов нет, а им приходит пеня на 2000 руб. и заочное решение суда. Женщина живет пять лет без света, должна за тот период, но самое интересное, долг ей начисляют по тарифам сегодняшнего дня. В декабре сняли мне провода. Что хотим, то и творим. Я ничего не подключала, я пишу жалобы в прокуратуру, они сами подключают. Отрезают, прицепляют, просто сняли провода и уехали. Сейчас я каждый месяц плачу, люди через дорогу за свет не платят – холодильники работают и свет горит на улице. 18 июля будет решаться подключать ли меня к электросетям. У меня дом 30 квадратных метров, телевизора и холодильника нет. А по квитанциям – 2500 рублей в месяц нагорает, ставят среднюю норму потребления. Хотя судом установлено, что есть счетчик. Это 375 кВт/ч. за месяц, мы платим по счетчику, вылезают долги, и нас таскают по судам. Некоторых обрезали, – говорит Федореева.

Елена Хегай, жительница этого же села Новогеоргиевка говорит, что со светом творятся чудеса. Не одной Валентине Николаевне, ей тоже насчитывают астрономические суммы – 15 000 рублей за шесть месяцев. Они посчитали, должны были израсходовать 970 кВт/ч. за месяц. Это нереально. Счетчика у них нет, он сгорел. Это неудивительно. У них на линии старый трансформатор, бывает, свет то есть, то его нет. Бывает, весь день проходит без света, бывает, его нет всю ночь, бывает такое, что у одних Хегай есть свет, а в деревне нет, бывает, наоборот, только у них нет света.

– Был случай, когда дома на одной линии отключили в шахматном порядке. Я не понимаю, как это – если линия одна свет должен быть у всех, либо его не должно быть у всех, – говорит Елена Хегай.

Она припоминает случаи, когда люди получили жилье, расплатились с долгами в старом жилище, а им продолжают приходить квитанции, причем долги начисляют не на того хозяина, который жил в доме и имеет долги, а на второго собственника.

Как говорит Елена Иннокентьевна, у ее соседки из-за постоянных отключений света и несовершенства линии сгорел холодильник, из-за этого она поменяла уже три поттера.

– Напряжение очень маленькое, советскому холодильнику его хватает, а современному уже нет, – заключает Хегай.

В общем, мучаются люди в деревне со светом. А деться никуда не могут.