фото

Знакомые с детства слова сегодня неожиданно обретают новое звучание. Например, «самодвижущийся экипаж». Или того проще – «автомобиль». Получается «САМОдвижущийся АВТОмобиль». Очень созвучно с «автомат», «автопилот»… То есть нечто самостоятельное, не зависящее от человека. Увидим ли мы на наших улицах автопилотируемые машины без водителей за рулем?

Рекламные ролики на эту тему давно разбрелись по Сети. Уважаемые немецкие герры свои выводы уже сделали. Так, глава Союза немецких автопроизводителей (VDA) Маттиас Виссманн убежден, что в ближайшем будущем автопилотируемые машины будут сами кататься по парковке в поисках свободного места, а также расплачиваться за нее и следовать на зов хозяина. Следующий шаг – автострады.

Глава подразделения разработок Audi Ульрих Хакенберг настроен более решительно: дескать, мы отстаем! И если завтра в Германии не разрешат автопилотируемые машины, то послезавтра вперед вырвутся США, Великобритания и… правильно, КНР!

Действительно, американцы уже разрешили кое-где тест-драйвы автономных машинок. Кстати говоря, речь идет о немецких прототипах… Недавно подопытная Аudi А7 самостоятельно проехала 900 км от научного центра в Силиконовой долине до электронной выставки CES в Лас-Вегасе. И не секрет, что техническая возможность автопилотирования будет отработана раньше законодательной базы. Mercedes-Benz уже показал в Лас-Вегасе автономный прототип F015 luxury in motion: на дороги он сможет выйти в следующем десятилетии. Основные технологии уже созрели для серийного производства.

Встреча той самой Аudi в Лас-Вегасе. Каждые 100 миль на водительском месте сменялся журналист. Рядом сидел спец немецкого автопроизводителя — на всякий пожарный. Журналисту было велено не мешать автопилоту.

Кстати, компания Allianz поторопилась застолбить страхование таких автомобилей. Очень интересно, как страховщики будут оценивать свои риски: ведь вместо «талантов» разгильдяя-водителя придется взвешивать компетентность инженера-электронщика, программиста-айтишника и китайца-сборщика!

Хорошо это или плохо? По мнению того же Хакенберга, очень хорошо, поскольку основной причиной внедрения автономного вождения он считает безопасность. По его словам, 90% всех ДТП происходит вследствие человеческого фактора. А коли так, то гуманизм заставит законодателей в ближайшие 5-10 лет выпустить такие машины на автобаны. А еще лет через пять – и на городские улицы.

Возвращаясь к немцам, отметим, что новая Audi A8 сможет ездить автономно со скоростью до 60 км/ч. Через 3–3,5 года будет готова серийная система с максималкой в 140 км/ч. И конечно, подобная электроника найдет свое место и в более доступных моделях. А потому на дороги выйдут автомобили-роботы. И масштабы связанных с этим перемен перевешивают все связанное с новыми гаджетами и прочими телевизорами. Как уже перевесили их на последней выставке бытовой электроники CES в Лас-Вегасе автомобили с автопилотом и Интернетом.

Мы в России пока что не воспринимаем это всерьез. Потому что отлично понимаем: любой автопилот на наших дорогах неизбежно свихнется. Ему подавай разного рода правильные разметки, знаки и прочие признаки цивилизации. Однако есть куда более интересный нюанс.

Судите сами. Разного рода темпоматы, поддерживающие скорость на заданном уровне, появились давно – механические, потом электронные. Затем роботы научились оценивать дистанцию, обрели возможность тормозить. Сейчас они активно учатся рулить. Но что они будут делать на обыкновенном российском шоссе, если какой-то добрый человек вдруг вылетит на обгоне тебе в лоб? Мы-то ко всему привычные и будем драться за жизнь до последнего: например, крутанем руль и уйдем в кювет! А вот автопилот этого делать точно не станет. Пилить по скучному автобану, когда хозяина клонит ко сну – это пожалуйста, а вот при нештатной ситуации автопилот сможет только замигать лампочками, запищать и т.п. – в общем, позвать хомо сапиенса на помощь! Если не проснешься – остановит машину. Только вот успеет ли расслабившийся водитель отнять у робота руль?

Кстати, тут же проглядывается хакерский мотив. Почему бы не швырнуть не нравящийся тебе автомобиль с моста в Яузу или еще куда? Напомним, что в редакции журнала «За рулем» была вредная Lada Priora, руль которой периодически начинал крутиться сам – и только водитель мешал ему пакостить.

Теперь пару слов насчет городов. У них в городах быстро давно никто не ездит, а потому и серьезной аварийности, в общем-то, нет. Там погибают именно на шоссе – из-за скоростей и невнимательности: то есть как раз от того, от чего автопилот может избавить. Усталость, сонливость и т.п. У нас же другая статистика несчастных случаев из-за городских гонок на выживание. Наш город – сплошная нештатная ситуация. А потому руль надо брать самому.

И в городе, и за городом. Если, конечно, где-то не оборудуют образцово показательную трассу – эдакий аттракцион. Может быть, ею станет новая М-11?

Но в целом будущее вполне понятно. Автопилотируемые машины и их радары не боятся ни дождя, ни тумана, ни темноты. Камеры могут работать в ИК-диапазоне – в общем, это надежнее зрения. Компьютер фактически превратился в маленькую флешку – это уже не тот ящик с вентиляторами под столом и телевизором перед носом. Поэтому уже в ближайшее время придется менять главный постулат Венской конвенции 1968 года. Дескать, «водитель обязан постоянно контролировать свой автомобиль». В прошлом году ООН внесла дополнение: «Автономные системы допустимы, если они могут быть отключены водителем в любой момент». Отсюда следует, что даже в автономном авто водителю пока придется иметь права.

Но хуже другое: если все автомобили потихоньку обретут подобные «мозги», то платить за этот самый автопилот все равно придется. Вне зависимости от того, будешь ты им пользоваться или нет.

фото