Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 8 (988) от 21 февраля 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Нам нужна конкурентная страна

Татьяна РОМАНЕНКО

Пресс-конференция Михаила Прохорова, г. Москва, 20 февраля 2012 г.


Фото из семейного архива
Участвуют журналисты – члены клуба региональной журналистики «Из первых уст».

Кандидат в президенты Прохоров кратко обозначил разделы своей программы. Основная мысль: вынесен приговор 12-летнему периоду так называемой стабилизации. Кроме бедности и отставания в нашей стране стабилизировать больше нечего.

Более того, в новых условиях стабильность и невозможна, потому что происходит изменение мирового порядка, вырабатываются новые правила игры. Сейчас всем тяжело. В Европе тяжело, в Америке гигантский долг, у Китая проблемы – начинает замедляться экономика. Тяжело будет всем без исключения.

Нет страны, которой будет просто. Но сила страны заключается в том, что она в нужный момент умеет собраться и решить проблемы. И быть конкурентной по отношению ко всем остальным странам.

Мы в этом мире в настоящий момент, к сожалению, не самые конкурентные. Мы отстаем по производительности труда в 4-4,5 раза от ведущих стран. У нас очень высокие социальные расходы по отношению к производительности труда. То есть мы не зарабатываем на те расходы, которые мы тратим.

В преддверии Дня защитника Отeчества Прохоров рассказал о том, какой он видит российскую армию.

«Я за создание в нашей стране профессиональной армии, эту задачу можно решить очень быстро за два-три года. И уже с первого января 2015 года можно отменить обязательный призыв. Это позволит нам быть уверенным в том, что армия выполняет свою прямую функцию. Что армия это не место, где учат красить заборы, а это место, где учат воевать и дают возможность защитнику Родины после того, как он отслужил, быстро и эффективно вернуться в мирную жизнь. Это дает возможность с помощью профессиональных людей, которые знают, как это делать, дать возможность защитнику Отечества получить кредит, дать возможность ему получить квартиру, дать возможность за счет государства получить гражданскую профессию и выйти на тот рынок, где есть дефицит».

В течение двух часов Прохоров отвечал на вопросы. Часть ответов публикуем ниже.

Вопрос: Будете ли вы или кто-то из ваших доверенных лиц подписывать общественный договор между кандидатами, который предложен штабом Путина?

Ответ: В том виде, в котором этот общественный договор предложен, мы подписывать его не будем, Абсолютно точно. Первое, должны подписать все кандидаты в президенты, включая Владимира Путина лично, а не его представители. И второе, этот договор должен быть близок и похож на тот договор, который мы подписали с Лигой избирателей. То, что нам прислали, абсолютно не годится. Мои доверенные лица не будут подписывать бумагу, которую нам прислали. Более того, моя позиция – и я поручил моим доверенным лицам это сделать, убедить всех, что должны подписать все кандидаты в президенты. Я считаю, что это неуважение к нашей стране – подписывать такие серьезные бумаги, от которых зависит легитимность власти, только представителям. Это просто неправильно, Уж если мы хотим честные и прозрачные выборы, все пять кандидатов в президенты должны найти время, несмотря на свою занятость прийти и подписать бумагу. Со стороны штаба мы подготовили список разногласий с этим документом, сегодня утром эти разногласия отправлены Шойгу, который это инициировал.

Вопрос: Какую реформу в спортивной области вы намерены провести?

Ответ: У меня некоторый опыт управления спортом есть. Я управлял волейбольными, баскетбольными, хоккейными клубами. Сейчас управляю биатлоном. Первое, что нужно сделать – поменять вообще отношение к спорту. Спорт делится на две большие части – спорт как здоровье нации и профессиональный спорт.

Спорт, как мне кажется, в школе должен быть каждый день. Потому что это не только здоровье детей, но и приучение к конкуренции ежедневное. Нужно преодолевать себя, нужно соревноваться с товарищами по классу или с другими классами, это дает возможность быть не только здоровыми, но конкурентными. Это приучает каждый день бороться со сложностями. И вторая часть – это профессиональный спорт. Я его рассматриваю как хай-тек. То есть это лицо нации, это и экономика и медицина, это таланты наших спортсменов, Вот с точки зрения здоровья нации мы быстро можем сделать, а с точки зрения хай-тека мы довольно сильно отстаем. Я могу сказать по биатлону. Когда наш российский биатлонист выходит на старт, на нем нет ничего российского. В настоящий момент нам только удается вместе с Министерством спорта, кажется, со следующего сезона сделать супервинтовку российскую на базе ижевской и это позволит нам получить в 10-15 процентов преимущество перед немецкой винтовкой. Хотя там страны тоже не стоят на месте и пытаются провести в стандарты более тяжелые пули. Так вот спорт высших достижений должен очень четко ложиться на массовый спорт и одновременно он пересекается только через спорт-школы. Поэтому нужно сделать то, что мы сделали в биатлоне. Нужно начать финансировать не только команды мастеров, но и детский спорт и тренеров, делать всю систему переподготовки. Результаты уже пошли в течение двух лет. Поэтому спорт является отраслью, которая ложится фундаментом на здоровье, а с другой стороны на мощную нашу экономику. Если одной из этих ног не будет, спорт как отрасль высших достижений у нас будет проседать и дальше.

Вопрос: Если вы станете президентом, что вы сделаете для возрождения села и какой выход вы видите в сложившейся ситуации?

Ответ: Сто лет назад Россия была великой аграрной державой. И мы кормили всю Европу. Сейчас пора возродить былую славу российского сельского хозяйства. Предлагаю поделить земли наши на две части. Благоприятные для земледелия и неблагоприятные. Неблагоприятные для земледелия земли нужно полностью освободить от налогов, и главной задачей сделать повышение доходов людей, которые работают на этих землях. И основой на неблагоприятных для земледелия землях должно быть фермерское хозяйство, которое выпускает органические натуральные продукты. Мировой рынок таких продуктов сейчас в мире составляет порядка 200 миллиардов долларов. Для земель, которые благоприятны для сельского хозяйства, другая задача. Там нужно срочное строительство инфраструктуры, потому что мы гигантская страна и нам очень часто нужно везти до 4-х тысяч километров наше хорошее продовольствие до рынков сбыта. Поэтому нужны дороги, нужны железные дороги, нужны льготные тарифы на период урожая, и нужны перевалки и системы охранения. Эти системы должно сделать государство вместе с частным бизнесом. На плодородных землях опора – это крупные землевладения, частно-государственные, какие хотите. Если разделим земли таким образом и дадим конкурентные возможности для развития, через несколько лет мы наше сельское хозяйство не узнаем.

У нас со времен СССР из сельского хозяйства выведено 25 миллионов гектаров, которые лежат брошенные, и никто ими не занимается. Я бы раздал их гражданам, они бы точно лучше, чем государство знали, что с этим делать.

Вопрос: Сейчас кандидаты в президенты говорят о конкуренции. В частности, вы предлагаете впустить в стратегический сектор иностранные предприятия. Не кажется ли вам, что наша промышленность может оказаться в положении щенка, которого учат плавать, бросив в воду на середине озера?

Ответ: Известная фобия, которая у нас есть – давайте мы не будем пускать ни свой капитал и иностранный капитал, например, в строительство железных дорог. Вот у меня такой вопрос: допустим, иностранный капитал построил железную дорогу. Это чья дорога? Это наша дорога, она стоит на нашей земле, и никуда они ее не увезут. Во многих городах сейчас есть трамвайные пути, которые были сто лет назад построены бельгийцами. И ничего страшного, они служат там. Поэтому у нас есть много лишних страхов. Какая разница, кому это принадлежит? Главное, чтобы это работало на нас с вами. Что лучше – есть дорога или нет дороги? Мне кажется, дорога должны быть. Причем, здесь и левые, и правые находятся в одном мнении. Что мы боимся? Поэтому, как только мы говорим о конкуренции, сразу вешаем ярлык «Стратегический». И это сдерживает развитие страны. Возьмите, например, газовую отрасль. Из-за этой «стратегической» отрасли у нас не развиваются другие компании, потому что Газпром никого не пускает в трубу. Это закончилось тем, что у нас газ внутри страны стоит дороже, чем в Америке. Вот вам пример «эффективной» стратегической отрасли.

Вопрос: Но стратегическая отрасль – это не только Газпром, это еще, например, и вооружение.

Ответ: Давайте разбираться с вооружением. Вы не слышали, что военно-промышленный комплекс сотрясают бесконечные скандалы. Они происходят потому, что наш ВПК отстал лет на 30, к сожалению. У нас есть наработки, у нас есть талантливые ученые, но у нас нет современной экономики. А без этого невозможно построить современный ВПК. Потому что если раньше, в прошлом веке 90 процентов инноваций шло из военного сектора, то теперь 90 процентов инноваций идет из гражданского сектора. У нас выхода нет. Нам нужно создавать гражданские военные концерны, которые будут производить как эффективную гражданскую продукцию, так и военную. То есть, например, есть отдельный цех, который специально охраняется, который производит вооружение, там есть 10 процентов «ноу-хау», а все остальное идет с рынка. Поэтому оружие, которое поступает в нашу армию, сейчас дорогое и еще плохо летает. Вот к чему приводит засекречивание, мы начинаем отставать. И не нужно бояться пускать частный капитал. Те 20 миллионов, выделенные бюджетом, будут либо украдены, либо потрачены впустую. Потому что государственные деньги, а не частные. Нам нужно дать 5 лет российскому военно-промышленному комплексу на реструктуризацию. Чтобы сделать гражданско-военные концерны, дать им возможность наладить систему и после этого начать обильно закупать и финансировать оружие. Без этого мы современное оружие не получим, и скандалы будут продолжаться. И это скажется на обороноспособности нашей страны. Да уже и сказывается. Давайте не будем себя обманывать.

Вопрос: Очень интересует судьба вашего проекта «Ё-мобиль». Не поменял ли ваш проект прописку (в Ленинградской области – прим. «АВ»)?

Ответ: С пропиской все в порядке. Завод строится с опережением графика. Так как ажиотаж ожидания сверх меры, еще раз всем скажем, что в начале следующего года все будет нормально и завод мы открываем. Все идет по графику, никаких проблем нет. Просто все хотят все и немедленно. Мы и так уникально быстро запустили эту разработку, с нуля меньше чем за три года выпускаем машину. А самое главное, что это намного дешевле, чем запуск любых моделей, которые делали даже японские концерны. Потому что мы применили абсолютно новую инновационную технологию. Потерпите до начала следующего года, январь-февраль, вас пригласим, будете резать ленточку.

Татьяна РОМАНЕНКО

Продолжение ответов Прохорова и его доверенных лиц на пресс-конференции читайте в следующем номере газеты.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100