Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (957) от 19 июля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Вселенная

Вертикаль без оркестра

Татьяна ДЕМИЧЕВА

Сообщение об отказе в продлении контракта дирижеру, главному художественному руководителю Тихоокеанского симфонического оркестра Михаилу Аркадьеву уже обошло весь мир. И это понятно, ведь любой талант, и прежде всего, в сфере культуры – всемирное достояние.

И это происходит накануне саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества во Владивостоке?! Какую извилину в чьем мозгу надо прорубить, чтобы наши власти поняли, что это позор не только краевого масштаба, но и всей нашей страны?

Высокое искусство мирового уровня в лице Тихоокеанского симфонического оркестра под руководством Михаила Аркадьева было бы очень кстати как показатель будущего Владивостока – центра международного экономического и культурного сотрудничества.

Или саммита во Владивостоке уже не будет? Неужели его придумали для распила бюджета и отъема недвижимости у местного населения под благовидным предлогом саммита?

Михаил Аркадьев, несмотря на сверхплотный график работы, поделился с нашей газетой своей болью о судьбе Тихоокеанского симфонического оркестра, которым он вдохновенно руководил четыре года:

– Самая большая боль – это оркестр. Дело в том, что оркестр в городе Владивостоке, именно во Владивостоке – это особый федеральный статус. Почему? Потому что это единственный симфонический коллектив Приморья, и это единственный собственный, а не приглашенный, большой классический коллектив, который может быть представлен на саммите.

Но это возможно только, если мы сделаем из него хорошую современную оснащенную машину. А сейчас это «Жигули» первых выпусков без запчастей. При этом люди – все замечательные музыканты. Просто их нужно обеспечить хорошей зарплатой и хорошими инструментами. Это серьезные вложения. Оркестр нужно обеспечить относительной независимостью от ничего не понимающего руководства филармонии, которое, считаю, злоупотребляет своей властью и манипулирует, чем только можно. Внутри филармонии просто отвратительная ситуация. Люди всё время в нервной дрожи.

Я с самого начала выступал за изменение статуса оркестра. Два года тому назад был крупный конфликт между коллективом и руководством филармонии. В дирекции так манипулировали зарплатами: то задерживали, то уменьшали без предупреждения, что я настоял, чтобы музыканты активизировали свой профсоюз, и что если они себя не защитят, то уже никто их не защитит.

И они провели собрание. Я перед оркестром извинился сначала вместо дирекции, хотя я никак не могу влиять на зарплаты, а потом настоял на том, чтобы извинился директор. Платят там от 5 до 15 тысяч максимум из бюджета филармонии. Собственного бюджета оркестра не существует. Вот в чем всё дело.

Раньше ведь это был оркестр радио и телевидения с самостоятельным бюджетом федерального уровня. Потом решили сэкономить, объединили с филармонией, причем специфическим образом. Можно по-разному объединить. В Хабаровске тоже объединили. Но там они оформили оркестр как отдельное подразделение. А здесь никакого отдельного подразделения нет. Практически набирают артистов филармонии, которых потом называют артистами оркестра. Оркестр не имеет своего библиотекаря, своего инспектора, своего администратора. Это полностью лишенный всяческих прав коллектив. Причём таких же прав полностью лишен и главный дирижер. Так же будет и дальше с любым на моем месте.

«АВ»: Всё зависит от директора филармонии?

– Абсолютно. Но это было бы ничего, если бы директор филармонии интересовался сутью оркестрового дела… Но он интересуется филармонией только как концертной и арендной площадкой. Здесь у него всё по видимости успешно. Он фестивали делает, вполне удачные, в которых я тоже иногда принимаю участие. Здесь филармония приглашает артистов, и никаких проблем.

Но что касается внутреннего существования собственных коллективов – всё из рук вон плохо, и это касается губернаторского духового оркестра тоже, который в жутком состоянии. Губернаторский оркестр в катастрофическом состоянии, а губернатору Дарькину это даже невдомек.

Очевидно, холодному, равнодушному руководству на реальность наплевать. Директор, видимо, с наслаждением манипулирует своей властью. Мы, например, его вынуждены просить: «Алексей Евгеньевич, разрешите нам репетировать в нашем зале». А он в ответ, мол, у вас есть репетиционное помещение, зал для других целей арендован. А в последний месяц никакой аренды не было, и отказ был мотивирован экономией электроэнергии! И мы работали последний месяц, сидя в репетиционном зале, где акустика совершенно другая.

Это унизительно и невероятно бессмысленно. Мы, то есть оркестр (я до сих пор говорю: «Мы»), являемся становым хребтом филармонии, а с нами обращаются, как с раздражающим незваным гостем. Где это видано, чтобы своему оркестру репетиционное время в зале давали, как подачку? И это касается всего абсолютно. Но мы же производим концерты. Мы являемся единственным симфоническим производителем в крае.

Наша продукция, за которую нам платит государство – это не деньги, а концерты. И это принципиальный момент.

Мне написали с явным упреком в отписке из управления культуры, что мы зарабатываем только 4 млн, а на нас тратят 23 млн. В то время как при такой реальной прибыли, которую мы совершенно не обязаны давать, на нас должны молиться. Еще раз, для ясности: кроме того, что мы даем основную продукцию – КОНЦЕРТЫ, мы ещё и зарабатываем им 4 млн в год! Хвалить и беречь оркестр за это надо, как зеницу ока!

Но происходит, как всегда, наглая манипуляция. И это напрямую связано с политикой. Почему? Потому что это отражает всю ситуацию в стране вообще.

Наша внутренняя политика – это политика манипулятивной приблатненной власти, причем, сверху донизу. Всё, что происходит с Тихоокеанским симфоническим оркестром, в микромасштабе отражает то, что происходит в стране в целом.

И потому мои индивидуальные, отнюдь не партийные, политические выступления и вся моя политическая мотивация связаны с тем, что работа свободных художников и настоящих музыкантов уничтожается так называемой «властной вертикалью», которой наплевать на творческий результат. Им главное – гладкая отчетность. У директора на бумаге всё замечательно, концертов ведь много. Но качество симфонических программ при таком режиме страдает, особенно при полном равнодушии администрации.

Директор не появился ни на одной репетиции за все 4 года. На концертах я видел его всего два раза, и только тогда, когда приходили высшие чиновники. Ему, полагаю, совершенно наплевать на классическую музыку. По моему мнению, главное свойство господина Макаренко, что по отношению к оркестру как к творческому коллективу, чья задача не деньгу зашибать, а производить симфоническую музыку, он проявляет стопроцентное равнодушие, и именно потому он виртуозно может манипулировать людьми и всей ситуацией.

То, что меня уволили вследствие моих политических убеждений и высказываний, очевидно, но это не было единственной причиной. На самом деле это было последней горошиной, потому что моя позиция, прежде всего, связана с беспокойством об оркестре и с пониманием социальной, финансовой и идеологической стороны этого вопроса. Еще три года назад я писал в «Конкуренте» о социальной проблеме оркестра, и что эта проблема – именно политическая. Какова моя политическая позиция, наконец-то дошло до чиновников в этом году, и там где-то наверху было принято решение, причем решение неозвученное, о том, что «скрипач», то есть в данном случае Аркадьев, больше не нужен.

«АВ»: И оркестр тоже не нужен властной вертикали?

– Оркестр это бремя, по сути, он мешает спокойно жить, и потому в перспективе не нужен. Но в нашей системе нельзя же так быстро его закрыть. Так что он обречен на медленное умирание.

«АВ»: Сам умрёт?

– Конечно. В этом-то дело. В этом весь цинизм ситуации. Причём на бумажке у них будет всё замечательно. Оркестранты уже на пределе. Они ведь хотят и могут, но им не дают. У духовиков нет нормальных инструментов, и при этом их все, по незнанию, ругают. Важно четко понять: раз у музыкантов старые инструменты, значит, их нет. Всего не расскажешь, но проблемы колоссальные и абсурдные, музыканты не должны об этом думать, а просто давать высокую музыкальную продукцию.

«АВ»: И так по всей стране?

– Да. Поэтому политическая составляющая существенна и в том, что я говорю, и в поведении власти. Сейчас мы видим реакцию всей России на то, что произошло. Говорят о моем увольнении, а дело совершенно не в моем увольнении, которое, между прочим, последовало только три дня назад, после всей медийной волны, после звонков Пескова, после прямого эфира Ганапольского на «Эхео Москвы». А администрации наплевать, Ганапольский, не Ганапольский.

Кстати, господин Макаренко не постеснялся написать в приказе, что увольнение происходит на основании моего заявления, которого на самом деле не было, нет и не будет. Но, повторю, дело не во мне, дело в оркестре. Я уйду, но он меня будет волновать. Я написал письмо об оркестре Медведеву, Кудрину, Авдееву, министру культуры… И я буду продолжать это делать вне зависимости от того, буду я здесь или нет, и кто здесь будет работать.

Этот оркестр нужно спасать. Но у властей есть способ одним махом решить проблему: его можно просто закрыть. Сейчас это легко. Администрация, конечно, не решится на это. Но без достойного финансирования оркестр сам постепенно умрет, а это уже будет ответственность не господина Макаренко, а господина Дарькина.

«АВ»: В Петрозаводске ведь закрыли симфонический оркестр?

– Да, закрыли. Надо сказать, что это хотя бы честно, музыкантов заранее предупредили, то есть власти заранее заявили, что оркестр нет возможности содержать. И это вообще процесс мировой, из-за кризиса. Пока мы в медленном кризисе, хотя он уже и не такой острый, будут закрываться оркестры везде: и в Европе, и в Америке… Слава богу, что здесь есть оркестр. Почему я всё время говорю, что надо спасать оркестр? Потому что всё-таки впереди саммит. Это есть повод, чтобы спасти коллектив, со мной или без меня. Будет другой дирижер, дай Бог ему справиться с этим. Это принципиально важно.

Должен сказать, что я бесконечно благодарен Владивостоку, публике, оркестру, городу. Вспоминаю светло эти годы, хотя горечи было много, депрессий было невероятное количество, но я вспоминаю удачи, преодоления и, конечно, последний концерт был замечательный. Я не ожидал, что будет такой.

«АВ»: Концерт был великолепный, очень эмоциональный.

– За этим стоят судьбы человеческие, судьбы искусства и судьба страны…

Татьяна ДЕМИЧЕВА


Другие статьи номера в рубрике Вселенная:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100