Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 29 (957) от 19 июля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

«Надежная крыша» лесного бизнеса

Наталья ФОНИНА

Мы вновь отправились в рейд. На этот раз наш путь пролегал в сначала в Красноармейский, потом – в Чугуевский район. Почти у самых обочин дороги лежали сваленные деревья – следы промысла «черных лесорубов». Нелегалы, вместе с ценными породами, валят весь лес, какой попадется под руку. Отбирают хорошие неповрежденные деревья, остальные остаются гнить в лесу.

Лесные площади Красноармейского района протяженностью в 1,5 миллиона гектаров. Но сколько на ней ценной древесины?

Возле Рощинского филиала КГУ «Примлес» стоят машины с левым лесом. Их задержали за день до нашего приезда.

– Мелких нелегалов, работающих без «крыши», сейчас практически не осталось, – рассказывает директор Рощинского филиала КГУ «Примлес» Владимир Петрович Кисткин. – В основном, нелегальной рубкой занимаются крупные лесозаготовители, у которых схемы воровства за многие годы уже отработаны до мельчайших деталей.

У них, конечно, есть надежный «покровитель», которому они платят деньги. Задержать таких нелегалов сложно, потому что не дремлют информаторы, которых лесовики между собою называют «кукушками». «Кукушки» сообщают «черным лесорубам» о том, что где-то появился «посторонний» и куда этот «чужой» направляется.


Владимир КИСТКИН
Машины с ворованным лесом сопровождают «свои люди» по всему пути их следования. Иногда недели и месяцы уходят на то, чтобы проследить и застать их врасплох, в самый непредсказуемый момент. Задержанные вчера 14 машин с лесом как раз принадлеждат таким нелегалам-лесозаготовителям, у которых «надежная крыша». Кто эта «крыша», Владимир Петрович Кисткин обещал сказать позже, но предполагает, что на территории Красноармейского района работу нелегальных бригад организовали выкопоставленные люди из Дальнереченска.

Кстати, все мои вопросы в пресс-службу ОВД Приморского края по поводу 14 машин с лесом, задержанных в Красноармейском районе, остались без ответа. Но на следующий день на сайте ОВД всё-таки появился информация о задержании... но только четырех машин.

Директор лесничества и местные лесозаготовители говорили о том, что большая часть ворованного леса свозится на пилорамы. Одна из них располагается неподалеку от села Незаметное. Нелегалам даже не нужно выезжать на трассу – сбыть ворованный лес можно непосредственно в лесу. Это «ноу-хау» лесного бизнеса – для «черных лесорубов» созданы все условия.

Мы отправились в Незаметное. Сначала проехали по насыпной дороге, потом свернули на лесную дорогу – ближе к тайге.

Нас предупреждали: «Вряд ли вам с кем удастся поговорить. Скорее всего, осведомители уже сообщили о том, что вы собираетесь «в гости», в Незаметное».

И действительно, мы никого не застали. На пилораме работали китайцы, которые изъяснялись на ломанном русском, но больше молчали. Не прячась от камеры и фотоаппарата, китайцы продолжали выполнять свою конвейерную работу.

Через двадцать минут на пилораму приехал переводчик Иван. Он не ожидал увидеть нас и был немного шокирован.

– Сколько в среднем перерабатывают древесины на пилораме за сутки? – спросила я его.

– Ничего не зинаю – немного растерянно, но уверенно говорил Иван. – Не я тут главный.

– А где начальник?

– Уехал далеко. Не скоро будет. А я – человек маленький. Ничего не знаю. Это вы у него спросите, – как будто убеждая самого себя, повторял Иван. – А что, что-то плохое?

– А лес ворованный к вам привозят?

– Не-е-е! Ми всё пр-равильно делаем, честно, – убеждал Иван. – Я ничего ни зинаю. Это вам надо к начальнику, – слегка с акцентом говорил Ваня.

Как поделились местные участковые, на пилораме в Незаметном не раз проводили экстренные проверки и находили нарушения. Но администраторы пилорамы оплачивали штраф – и вновь им «зеленый свет». Если на пилораме часто находили нарушения, то почему ее нельза закрыть вовсе? Она кому-то очень необходима?

И кто для пилорамы в Незаметном надежная «крыша»?

Ниже смотрите видеокомментарии к статье «Надежная крыша» лесного бизнеса». Корреспондент «АВ» беседует с директором Рощинского филиала КГУ «Примлес» Владимиром Петровичем Кисткиным. Недавно В.П. Кисткин занял должность директора филиала КГУ «Примлес» и ситуация в лесу изменилась к лучшему. После разговора с ним мы побывали на пилораме в Селе Незаметном. По словам В.П. Кисткина, дружеские и родственные связи среди «самовольщиков», безжалостно и безнаказанно валящих тайгу, решают все. Не оттого ли беспредел в лесу продолжается?

Новая версия об «особенностях национальной охоты»

– На арендуемой территории леса мы не раз обнаруживали сотрудников правоохранительных органов из Красноармейского района, которые участвовали в нелегальных рубках, – поделился генеральный директор ООО «Яппи» Александр Васильевич Собченко. – Но прежде не случалось, чтобы против блюстителей порядка возбуждали уголовные дела. В прошлом году впервые возбудили дело в отношении капитана милиции Дениса Ракислова и майора милиции Дмитрия Бабенко, которые заготавливали лес нелегально. В задержании участвовали работники ООО «Яппи», арендующего территории, и несколько милиционеров из ОВД Красноармейского района.

Рассказывает генеральный директор ООО «Яппи» Александр Васильевич Собченко:

– «Черные лесорубы», как и легальные лесозаготовители, в зимние холода особенно активны. Ведь по многим свойствам «зимняя древесина» обладает преимуществами. И ее более охотно используют в строительстве и промышленных целях.


Александр СОБЧЕНКО
Зима – особенно горячая пора и для тех, кто охраняет лес. В поселке Ромны, что находится в Красноармейском районе, в лесу снегу всегда по колено. Эту территорию мы арендуем. Совместно с сотрудниками милиции в январе этого года проводили рейд. Неподалеку от поселка Ромны увидели следы от гусениц трактора на снегу. Направились по следу. И вскоре настигли двух путешествующих. Ходоки оказались сотрудниками правоохранительных органов. Один – капитан милиции районного ОВД Денис Ракислов, другой – участковый уполномоченный Дмитрий Бабенко. Их спросили, что они делают в тайге в зимнюю стужу и почему идут по проторенной трактором тропе. В ответ «ходоки» рассказали невероятную историю, чем-то похожую на сюжет из «Ералаша». Объясняли, что отправились поохотиться в лесу, на тракторе – на тяжеловесной технике по сугробам перемещаться легче – объясняли они; но якобы, отъехав достаточно далеко, «железный конь» остановился в таежной глуши – закончилось топливо. «Пришлось идти пешком обратно в деревню», – лаконично завершили свой рассказ Ракислов и Бабенко. Патрулировавшие лес обыскали ближайшие окрестности и нашли трактор МТЗ-82, кстати, не так-то и далеко – в двухстах метрах от «охотников-полицейских»! Техника оказалась приспособленной для трелевки древесины. Неподалеку от трактора лежали поваленные деревья – дуб и ясень, зацепленные чекерами.

Всё свидетельствовало о том, что Ракислов и Бабенко под покровом тайги заготавливали лес. Работники принялись перегонять трактор на арест-площадку. Но им преградил дорогу джип с вооруженными людьми, прибывший на помощь нелегалам-милиционерам. Денис Ракислов, угрожая жесткой расправой, требовал отпустить задержанный трактор. Одними угрозами не обошлось. Завязалась перестрелка.

Но обошлось без жертв. Трактор МТЗ-82 доставили на арест-площадку.

Директор ООО «Яппи» Александр Васильевич Собченко обратился с заявлением в ОВД по Красноармейскому району.

– Этих блюстителей порядка мы задерживаем не в первый раз. Весной 2010 года вблизи того же поселка Ромны, на тракторе МТЗ-82 Дмитрий Бабенко и Денис Ракислов трелевали лес. Сотрудники ООО «Яппи» застали их в самый кульминационный момент. Случай не зарегистрирован в правоохранительных органах: Д. Ракислов пообещал, что подобных инцидентов не повторится. Всё же история, как вы знаете, имела продолжение.

«Как выяснилось, сотрудники ОВД по Красноармейскому району капитан милиции Денис Ракислов и участковый уполномоченный Дмитрий Бабенко работали совместно с бригадами нелегалов-лесозаготовителей и оказывали им непосредственную поддержку», – написал в своем заявлении к правоохранительным органам Красноармейского района Александр Васильевич Собченко в январе 2011 года.

– Расследование дела затягивается по непонятным причинам, – поделился Александр Собченко. – Неоднократно я обращался в краевые органы прокуратуры, в следственный комитет при прокуратуре РФ и следственное управление по Приморскому краю. В ответ получал отписки, вроде «направляю обращение генерального директора «Яппи» А.В. Собченко о неправомерных действиях должностных лиц ОВД по Красноармейскому району. Второму адресату сообщается для сведения».

И далее обращение А.В. Собченко адресовали нижестоящей инстанции – следственному управлению по Приморскому краю. Затем – по нисходящей – отправляли в межрайонный следственный комитет по Дальнереченску. Замкнутый круг – всё возвратилось в исходную инстанцию. Очевидно, нет желающих свидетельствовать против своих же сотрудников.

Чуть позже нашлись «неуловимые мстители» из бывших уголовников-беспредельщиков. Видимо, из чувства воровской солидарности, а скорее всего, за оговоренную плату они осуществили месть. Брата Александра Собченко, который работает тоже в ООО «Яппи», избили в одном из кафе, а после, как в детективном кино, где преступник оставляет черную метку, кричали вслед: «Это тебе за Ракислова».

Проводить расследование по этому происшествию поручили участковому уполномоченному Дмитрию Бабенко – очевидно, сообщнику Дениса Ракислова.

Изворотливости правоохранительных органов можно только удивляться.

Из грязи в князи: кто контролирует лесные дела в районе?

Сельчане из Рощино рассказывали о местном лидере криминальной тусовки, которого якобы назначили смотрящим в Красноармейском районе. Он контролирует и лесные дела в районе. По словам сельчан, многие боятся А. Калугина, потому что он в своей агрессии и жажде мести способен на многое.

В начале апреля с компанией отморозков А. Калугин ворвался в один из дворов староверов – к Петру Фефелову. Повалив хозяина дома на землю, местная братва, возглавляемая Калугиным, принялась избивать жертву. Снег обагрился кровью.

Два года назад несколько семей из староверов возвратились на родную землю. Они поселились в небольшой деревеньке Дерсу, в самом сердце тайги Красноармейского района. В Дерсу нет магазинов, медицинских пунктов и прочих благ цивилизации. Вокруг только безбрежное море тайги.

Неподалеку от заброшенной деревушки – спрятанные от людских глаз конопляные поля. По словам местных жителей, посевы конопли оберегает Алексей Калугин, известный многим в округе как уголовник-рецидивист.

«Перед тем, как они покидали двор, Калугин сказал, что надо тебя прикончить сейчас, – рассказывает Петр Фефелов, – и потащил меня в угол. Он взял палку, но мои дети и жена окружили меня».

Все четверо, возглавляемые Калугиным, выбежали за калитку, обещая спалить дом.

В пресс-центре Приморского краевого суда сообщили:

– Районная милиция возбудила уголовное дело по трем статьям: хулиганство с нанесением телесных повреждений, угроза убийством и незаконное проникновение в жилище. И взяла под стражу главного обвиняемого – 44-летнего Алексея Калугина, широко известного в местных криминальных кругах рецидивиста. Ранее А. Калугин не раз отбывал срок в местах не столь отдаленных, в том числе за убийство и разбойное нападение.

По статитстическим исследованиям, количество нелегальной древесины, поступающей на международный рынок, скоро приблизится к 50%. Кто обогащается за счет этих российских, в том числе и приморских, природных богатств? Китайские предприниматели и нелегальные лесозаготовители, погрязшие в криминале?

Но ведь с чьего-то благословения образовалась раковая опухоль? Иначе, почему не введут в Приморье сквозной учет древесины и не «почистят» железнодорожные тупики, откуда потоком поставляют нелегальную древесину? Почему не закроют пилорамы, на которые свозят ворованный лес? Кому выгодны частные таможни? Очевидно, высокопоставленные чиновники поправляют собственный бюджет?

Медвежья услуга подставных лиц

Из Красноармейского района мой путь лежал в Чугуевку. Чугуевский район, по откровениям его жителей, один из самых криминальных. Потому многие говорить о лесных «делах» опасаются. Нелегалы мстят порою жестоко.

Н., пожелавший не раскрывать своего имени в СМИ, рассказал:

«В Чугуевском районе группировка Андрея по кличке Стрелянный «работает» давно. Сначала работали, как все нелегалы-лесозаготовители.

Затем расширили свое влияние, используя физические методы воздействия на соперников и особые схемы нелегального бизнеса. Напрмер, лесосеку под вырубку «для определенных целей» получал подставной человек. Официально он заготавливал лес якобы для строительства дома. В действительности по его документам работали другие. Прибыль уходила в карман нелегалу. Никто не проверял, не контролиролировал.

Подобная схема опробована и на крупных предприятиях. Скажем, строительное предприятие ведет заготовку леса... Но строительство идет в малых объемах или его вообще не ведут: фирма существует фиктивно – на бумаге. Доходы делят на всех, кто задействован в «игре» – в доле правоохранительные органы, лесничество и заинтересованные лица. Всё в ажуре!»

Таким образом, по мнению Н., работают и «подставные» фирмы под негласным руководитством Петра Николаевича Диюка и Дмитрия Александровича Рыбникова, например, «Аралия+», «Стройсервис» и другие. Конечно, дополнительный доход для чиновника очень разорителен для лесной отрасли и ее экономики.

Чтобы сзвониться к Андрем Стрелянным, мне пришлось записать список мобильных – мне объясняли, что он звонит с разных телефонов, никто его настоящего номера не знает, только ближайшие соратники. «И тот, скорее всего, окажется недоступным», – объяснили мне. «К чему такая скрытность?» – подумала я.

Как меня и предупреждали, все номера мобильного оказались недоступными.

Чтобы спросить главных героев о том, как работают описанные «схемы» я направилась в управление лесами по Приморскому краю. Мне сказали, что начальник управления и его зам будут общаться со мною через запрос.

И я отправила запрос.

«Начальнику Управления лесами по Приморскому краю Дмитрию Александровичу Рыбникову.

Уважаемый Дмитрий Александрович!

Запрос: Новое время лесной отрасли?

Неделю назад мы выехали с рейдом в лесные поселки и центры Красноармейского, Дальнереченского и Чугуевского районов. Жители лесных поселков рассказывали о криминальной ситуациии и о том, что в последнее время организованы новые схемы воровства, которые помогают «черным лесорубам» заготавиливать лес нелегально в рамках нового лесного законодательства.

1) Согласно дополнениям к новому Лесному кодексу местным структурам управления лесным хозяйством возвратили часть прежних полномочий. По вашему мнению, насколько перспективны эти преобразования? Подкреплены ли они финансированием?

2) Выполняется ли план по восстановлению лесов в лесных районах Приморского края?

3) Какова криминальная ситуация на вышеперечисленных территориях. По словам жителей лесных районов, в лесу всё «поделено» и осуществлять бизнес легально практически невозможно: создается противодействие, вплоть до физического, со стороны криминальных структур? Как вы считаете, по сравнению с началом 2000-х, криминальная ситуация в лесном бизнесе приобрела большой размах или всё-таки снизила темпы?

4) Жители лесных регионов рассказывали о следующей схеме работы «нелегалов в законе», промышляющих лесным бизнесом:

«Лесосеки для заготовки промышленной древесины или строительство оформляются на «посторонних» (подставных) лиц; на самом деле, большая часть прибыли от реализации древесины оседает в карманах криминальных и высокопоставленных лиц. Организатор «воровства в законе» остается «в тени». При этом все структуры и ведомства, призванные осуществлять контроль за выделенными лесосеками в доле.

В Чугуевском районе многим известна стоимость подобной услуги».

Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть действие такой схемы на территориях Чугуевского и Кавалеровского района?

Жители лесных районов, в том числе и лица компетентные, перечисляли ряд фирм и людей, «работающих в законе», по вышеописанной схеме. В их числе называли Петра Николаевича Диюка и Вас. Что вы можете сказать по этому поводу?

Редакция «АВ».

Ответа на запрос пока не получила. Мне сказали, что Александр Рыбников и его зам Петр Диюк уехали в командировку и не знают, когда ответят на запрос.

Но на следующий день я позвонила в Управление лесами и спросила:

– А как мне можно встретиться с Петром Николаевичем Диюком?

– Он с утра принимал посетителей. Но отлучился. Куда, не знаю. Думаю вечером будет.

Господин президент РФ, за то время, что я пишу о лесной мафии, я задавала вопросы многим, кто причастен к лесным махинациям и воровству леса. Но они рассказывали мне «сказки» о том, как в лесной отрасли всё хорошо, или вовсе ничего не отвечали. Господин президент, может быть, об этом спросите их Вы?

Кстати, не так давно редакция «АВ» получила письмо от управления Министерства внутренних дел РФ по Приморскому краю.

В нем нас информировали о том, как прошли проверки по моим публикациям. По-моему этот ответ – очердная отписка. В нем говорится о том, что «мое обращение о противозаконных действиях сотрудников ОВД по Дальнереченскому городскому округу и Дальнереченскому муниципальному району своего подтверждения не нашли». Но в ответе не сказано о том, по каким публикациям проводилась проверка. Я ведь написала несколько публикаций о лесной мафии. В ответе не удосужились объяснить, по каким эпизодам, каким образом и в отношении каких лиц проводилась проверка. Уважаемый господин Г.Г. Митин (за подписью которого пришел ответ от УМВД России по Приморскому краю), пожалуйста, в следующий раз будьте более объективны в исполнении своих должностных обязанностей. Прошу считать публикацию обращением к президенту РФ и прокуратуре Приморского края, а также прошу Петра Николаевича Диюка и Дмитрия Александровича всё-таки ответить на данный запрос на страницах «АВ».

Наталья ФОНИНА


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100