Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 27 (955) от 5 июля 2011  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

О трудовом кодексе, Прохорове и модернизации

Татьяна РОМАНЕНКО.

На семинаре Клуба региональной журналистики, состоявшемся в марте этого года, с темой «Модернизация», с журналистами встретился и Михаил Прохоров, кому-то известный как промышленник и миллиардер, а кому-то и вовсе не известный.

Неожиданно для всех (наверное, и для самого себя) 25 июня Прохоров возглавил политическую партию – «Правое дело» и собирается, в случае успеха партии на выборах, покинуть бизнес и стать политиком. Общественной работай Прохоров все же занимался – в Российском Союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), возглавлял комитет по рынку труда и кадровым стратегиям.

Делать модернизацию, работая в условиях Трудового кодекса, созданного по подобию КЗОТа советских времен, невозможно. Так считает Ирина Ясина, экономист и журналист, руководитель Клуба. Представляя Михаила Прохорова, Ясина сказала: «Мы должны измениться сами, как рабочая сила, если угодно, для того, чтобы тем вызовам, которые стоят перед нами в модернизации, соответствовать». Подтверждая сказанное она привела пример: «Возьмем хотя бы больницу, Весь рабочий день в больнице – с семи утра до часу дня. А потом больные предоставлены сами себе, и им совершенно нечего делать. Ровно то же самое происходит в субботу и воскресенье. На вопрос: «Почему бы врачам не работать посменно, как, например, в сериале «Скорая помощь», мне ответили: Не, мы не можем. У нас же Трудовой кодекс. У нас пятидневная рабочая неделя и два выходных». Я пытаюсь экономически посчитать: может быть выгоднее этих людей, больных, лечить быстрее. Не три недели, из которых вычитается шесть полных выходных дней, а интенсивнее, но меньше по времени, чтобы они место не занимали».

Михаил Прохоров о конкурентоспособности России:

Есть такое слово – конкурентоспособность. У нас – низкая производительность труда. И мы в среднем отстаем в шесть раз по производительности труда, а по некоторым отраслям, например, в машиностроении – в двадцать. Так вот, у нас не только низкая производительность труда, но и высокие социальные стандарты.

Мы неконкурентны в области трудовых отношений.

Современный российский Трудовой кодекс на 90% повторяет КЗоТ 1971 года. Основная проблема, которую надо было решать тогда, в период постсталинской экономики, где текучка кадров была просто бешеная, закрепить людей на рабочих местах. Соответственно, это же делает и нынешний наш Трудовой кодекс. И происходит парадокс: текущий Трудовой кодекс 30% участников трудовых отношений не выполняют.

Например, в малых фирмах, чтобы принять человека на работу, пишут заявление об увольнении с открытой датой. Чтобы у владельца была возможность это сделать. На крупных предприятиях, когда нужно увольнять, используют такой запрещенный прием как нарушение техники безопасности. Отрывается три талончика и потом человек даже через суд не может восстановиться.

Поэтому мы поставили не очень легкую задачу и крайне непопулярную, но, тем не менее, я буду продолжать это делать, потому что считаю это очень важным, поменять кодекс таким образом, чтобы он имел стимулирующее воздействие. Вся система законов должна стимулировать человека к высокопроизводительному труду и к высокому заработку.
Сейчас вся система борется с бедностью. То есть, талантливый человек или хороший работник не имеет существенных преимуществ перед плохим.

Даже если у вас высокая заработная плата при выходе на пенсию хороший и плохой работник получают приблизительно одни и те же деньги, на которые не очень можно жить. Это – явное противоречие, которое нужно исключать.

Действующий Трудовой кодекс ориентируется на промышленных рабочих. Но уже сейчас в нашей экономике больше 50% занятости – сервисная экономика, так называемая, постиндустриальная. Ее отличие в том, что ее нельзя измерить. Как измерить труд работника IT, официанта, журналиста, врача? Здесь вступают в силу договорные отношения между работником и работодателем, а они не могут быть прописаны. В индустриальной экономике можно померить количество деталей в единицу времени, но это очень узко. Здесь возникает парадокс, основанный на том, что трудовой кодекс отражает экономику середины прошлого века. И эту ситуацию надо менять.

Весь мир работает на договорных отношениях

Михаил Прохоров: - Высокопроизводительный труд – это труд свободного человека. Когда человек понимает, что есть квалификация, он должен активно перемещаться. Сейчас, например, не берут на работу женщин. Это не потому, что женщина плохой работник, а потому что права перезащищены по некоторым позициям.

Самый мой любимый пример – дистанционные рабочие места. В мире миллиард человек работает на дистанционных рабочих местах. Например, все американские call-центры находятся в Индии. У нас разрешено быть только надомником. В основном это не очень высокая производительность труда. А, например, женщина, главный бухгалтер, родившая ребенка, вполне может, имея компьютер и удаленную сеть, делать баланс дома, когда ей первичные данные присылают по компьютеру. Соответственно, происходит экономия времени, не теряется квалификация. И проблема неработающих матерей – гигантская по стране – решается изменением двух вещей…

И недостаток количества работников. Тем более, что население у нас уменьшается. В мире пока никто не придумал, как при уменьшающемся населении сделать так, чтобы рос ВВП. Просто такого никто не делал никогда. Ситуация у нас очень в этом смысле тяжелая: конкурентоспособность понижена, да еще и население уменьшается. Поэтому точность трудовых отношений должна быть максимальная.

Ирина Ясина: - Я хочу в этой связи добавить, что население очень нервно реагирует на все, что касается увольнений, принятий на работу. Мы вообще не думаем, мы реагируем как бык во время корриды и сразу кидаемся на того человека, который это сказал. И не только мы. Вот давеча французские студенты сильно волновались по поводу того, что Саркози предложил изменения в трудовых отношениях и их стали бы брать на работу только по особым контрактам, которые позволяют их очень легко уволить. Ор был по всей Франции. Два миллиона вышли на улицы. Никто не подумал, о том, что если бы не это трудовое законодательство, которое предложил Саркози, их на работу не возьмут вообще. Потому что Европа тоже перекормлена социализмом и там человека уволить тоже нельзя. А как узнать на что способен выпускник университета? Работодатели во Франции, как и в других европейских странах человека, сразу после университета предпочитают не брать. Поэтому безработица среди молодежи растет. И умный Саркози, как к нему не относись в других вещах, сказал «Давайте дадим возможность легко увольнять дураков и неспособных». После этого все начали орать. Понятно, что среди них найдутся такие, что будут замечательно работать, значительно продвинутся и этот самый работодатель будет за них держаться руками и ногами. Думать надо. Не надо сразу кричать «Не хочу!».

Испытательный срок – экономия в зарплате

Вопрос: - В Калининграде есть три значимых российских компании – «Автотор», «Вестер», «Виктория», которые работают, в том числе, и на территории остальной России, так вот текучка там гигантская. В основном она сделана за счет испытательных сроков: все, начиная с уборщицы и заканчивая средним менеджментом, проходят через испытательный срок. Причем, очень трудно сказать, что все не соответствуют должностям. Я думаю, что это делается в целях экономии, потому что на испытательный срок предлагается меньшая зарплата.

Михаил Прохоров: - Вы как раз своим примером подтверждаете, что нужны срочные договоры. Когда есть срочный договор, в рамках которого прописываются условия, в том числе и такие, чтобы работодатель не мог прибегать к различным ухищрениям, по которым он, на всякий случай имеет возможность уволить работника. То есть, нервозность сохраняется и с одной стороны и с другой.

Я вам приведу пример, который мы долго обсуждали. Наступил кризис. Для того, чтобы предприятие выжило, нужно уволить 50% сотрудников. Плохо? Очевидно. Но если их не уволить, то предприятие вообще закроется. Наш трудовой кодекс на такую ситуацию не работает. И что гуманнее сохранить 50% рабочих мест и перспективу вылезти из кризиса, а потом и расшириться и снова набрать людей или закрыть предприятие? И таких примеров довольно много. Потому что у предприятия нет денег, чтобы уволить за пять окладов сотрудников. Эти все предприятия просто закрываются.
Соответственно сейчас мы пытаемся убедить в том, что в Трудовом кодексе должны быть описаны ситуации, в которых через судебную процедуру можно доказать, что были экстраординарные ситуации. Причем, необязательно связанные с мировым кризисом. Бывают отдельные кризисы отдельных отраслей. Вопрос состоит в том, что должно быть четко прописано в современной экономике как ответственность работодателя перед работником, так и наоборот. Мы провели анализ современного Трудового кодекса и советского КЗоТа. Нынешний Трудовой кодекс нам обходится на 10% дороже, как это не парадоксально.

Вопрос: будут ли в Трудовом кодексе каким-то образом учитываться права работников-инвалидов? Сейчас – колоссальная проблема: люди, которые в принципе трудоспособны, но с физическими ограничениями, не могут себя никак реализовать в наших современных условиях. Очень трудно устроиться на работу, работодатели не хотят их принимать.

Михаил Прохоров: - Всё по той же причине: отсутствие срочного договора и некоторые статьи перезащищенности инвалидов. Нужно их просто правильно поставить в экономическую логику и, я думаю, что проблем не будет. Те же самые дистанционные рабочие места как раз идеальная площадка для работы инвалидов. У нас 12 миллионов инвалидов, кстати.

Вопрос: - В нашем регионе больше 50% различных фирм и фирмочек принимают работников без оформления каких-либо трудовых отношений. Люди на это идут потому, что у них нет выбора. И я думаю, что так обстоит дело во многих регионах.

Михаил Прохоров: - Это как раз пример того, что трудовой кодекс не работает. Срочный договор нужен. Пока что, по закону, если вы заключаете срочный договор, и вас по этому договору увольняют, вы идете в суд. Вас восстанавливают, и ваш срочный договор становится бессрочным. Такая практика. Поэтому и принимают на работу таким образом, что нарушает права и работника и работодателя. Мы сделали анализ, повторю, в результате анализа – 30% нарушений Трудового кодекса.

Закон и здравый смысл

Михаил Прохоров: - Я могу вам сказать: чем более закон понятен, тем он лучше. Вы же не знаете всех законов, но как-то же живете? В некотором смысле, законы надо писать таким образом, чтобы он ложился на здравый смысл. Главное в управлении крупной компанией или страной – здравый смысл. Так вот Трудовой кодекс хочется написать с точки зрения здравого смысла. Не должно быть хорошо кому-то одному. Должно быть всем хорошо. Потому, что иначе система не работает.

То есть, если кто-то на каком-то участке получил преимущество, то через год-полтора жизнь так поправит, что опять не будет нормальной жизни. И, занимаясь глобальной экономикой, я хорошо понимаю, насколько законы, не только трудовые, сдерживают развитие страны. Меры непопулярные, критикуются со всех сторон, но будем продолжать.

Вопрос: - Вы затронули тему трудовой мобильности населения и, насколько я понимаю, мечтаете о том, чтобы трудовые ресурсы были более мобильными. Но на данный момент самый мобильный ресурс это трудовые мигранты – узбеки, таджики, в том числе, к сожалению, и жители Чувашии. У нас трудоизбыточный регион. По отношению к трудовым мигрантам Трудовой кодекс и вообще никакие законы не работают и, скорее всего, это самая удобная ситуация для бизнеса, когда бизнес может нанимать себе именно таких работников.

Михаил Прохоров: - В этом, собственно, и проблема: у нас мобильность в семь раз меньше, чем в Америке, в том числе и из-за того, что у нас нет дешевого съемного жилья. Что первично – непонятно. Должна появиться услуга, тогда рынок будет развиваться. Я бы помимо мигрантов добавил бы еще другой процесс – иммиграция миллиона человек в год. Причем уезжают так называемые ап и миддл, то есть, те люди, которые успешны. И эта проблема меня гораздо больше беспокоит. Я даже вывел для себя экономическую формулу этого процесса: переехать за границу стало дешевле, чем бороться здесь. Вот это – ужасная история. Потому, что уезжают те люди, которые добились успеха, но они не хотят продолжать работать в своей стране.

Что касается проблемы миграции, мне кажется, что ее бояться не надо, ее просто надо нормальным образом структурировать. Вы берете очень узкий круг отраслей, которые связаны с рабочими местами, на которые россияне точно не стремятся. Почему еще нужна мобильность? Конкурентоспособность той или иной территории будет определяться вменяемостью ее руководителя. И мобильность как раз покажет, где сильный руководитель, а где нет. Есть рабочие места, очень небольшой набор рабочих профессий, на которых нужна неквалифицированная рабочая сила. Но это не является показателем конкурентоспособности страны. В любых странах не престижные рабочие места обычно заполняются иммигрантами, и это – нормально. Посмотрите историю Америки. Там прямо видно, как этнически менялись дворники или таксисты. Сначала были корейцы, затем русские, теперь – индусы. Кто сменит их пока непонятно. Бояться этого не надо. Законодательство должно быть гибкое и вопрос лишь в том, что есть приоритет своим гражданам или нет. Вот это вопрос важный. Приоритет, наверное, должен быть, но он должен быть такой, чтобы это не нарушало конкурентности рабочей силы. Мне довольно сложно вести дискуссию в таких нюансах, я не трудовик. Я как бы картинку вижу и пытаюсь основные части сдвинуть. В нюансах прописывают профессиональные трудовики. Но мобильность населения – вещь очень полезная, и полезна она должна быть для всех. И для работодателя, который будет бегать, и искать хороших сотрудников. И для сотрудников, которые будут иметь огромный выбор. Я думаю, что при наличии мобильности у нас резко уменьшится стоимость жилья по причине того, что будет рынок найма жилья в тех регионах, в которых бурно развивается экономика. Процесс этот сложный и неоднозначный, решение найти трудно. Но иногда приходится действовать методом проб и ошибок. Не попробовав, не поймешь.

Вопрос: - Человек может работать на нескольких должностях в одной организации, но устроен он, как правило, на одной, по трудовой книжке. Приведу собственный пример: собираюсь устраиваться на другую работу. Прихожу, говорю: «Я хочу работать дизайнером». Меня спрашивают: «Какой у вас опыт?». Я работаю сейчас на общественных началах дизайнером рекламы и не имею никакого подтверждения этому в трудовой книжке, я получаю отказ. Можно ли в трудовом кодексе изменить это положение так, чтобы работодатель не отказывался вписывать вторую должность в трудовую книжку. Сейчас он отказывается это делать, потому что в таком случае ему придется платить хотя бы минимальную зарплату, а это ему невыгодно. А человеку нужно подтверждение того, что он работал по этой специальности.

Михаил Прохоров: - В чем вопрос-то? Все понятно. Это и есть проблема «шестидесяти часов», в том числе это все подробно обсуждали. У вас сейчас есть юридическое ограничение, напрямую запрещаемое Трудовым кодексом. Мы все это хорошо понимаем и это уже в запятых все прописано, чтобы была такая спокойная возможность, чтобы работодателю не надо было затрачивать дополнительные средства, а вы сами могли потом выбирать по какой специальности будете работать. Считайте, что этот вопрос решен, если нас правительство поддержит. С нашей точки зрения он точно решен.

Справка

РСПП разработал поправки в Трудовой кодекс. Документ предполагает возможность введения с согласия работника 60-часовой рабочей недели, разрешает работодателю расторгать трудовой договор в одностороннем порядке и сокращает срок уведомления об увольнении с нынешних двух месяцев до одного. Во многих компаниях де-факто работники перерабатывают, а поскольку так принято в организации, никто им ничего за это не доплачивает. В очень многих компаниях за восьмичасовой рабочий день сотрудники просто не справляются с объемом работы и вынуждены работать дольше. Но при этом они работают на непонятных совершенно условиях. Поправки в ТК о «60-часовой рабочей неделе» должны помочь работникам получать дополнительную плату и за переработанные часы.

Подготовила материал Татьяна РОМАНЕНКО


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100