Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (924) от 30 ноября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Японцам этого не понять

Борис Криволапов

Удивление вызвал тот факт, что на деловую встречу в нынешнем ноябре с японскими промышленниками российский бизнес фактически не явился.
За исключением разве что трех дам из коммерческой сферы Владивостока.

Глядя на предлагавшийся японцами ассортимент товаров, а главное, особую для скатывающегося в пропасть всеобъемлющего контрафакта Приморья актуальность японского качества, начинаешь понимать, что подобное отношение регионального бизнеса к торговому делу не может не влиять на методичный рост цен, в первую очередь, на продукты питания во Владивостоке. Новый год встречаем с очередным скачком цен в то время, как во всем мире автоматически включаются предновогодние скидки?

Сколько процентов накручивается в Приморье на товарах и услугах – тайна если и не за семью печатями, то уж точно не для публичного обсуждения. У нас же всё не как у людей...

Съездить на Новый год к друзьям или родственникам, куда-нибудь на Большую землю – в Россию – из Приморья стоит столько же, как провести отпуск на дорогом тропическом курорте. Приморский анклав, как окрестили дальневосточный край в Большой России, для отечественных авиакомпаний, похоже, стал дойной коровой. Впрочем, железнодорожники в погоне за ценами на ж/д перевозки – понять это невозможно! – почему-то уже догоняют авиаторов.


И вдруг японцы с сопоставимыми для приморского рынка ценами на принципиально иного качества свои товары! Это обрушение устоявшей динамики роста цен в Приморском анклаве? Промышленники из префектуры Тояма, соседствующего с Приморьем региона, фактически демонстрировали во Владивостоке отменное качество и реальные цены на свои товары – перед самими собой.

Как-то ненавязчиво прошелестела между делом информация, будто, когда один из организаторов деловой встречи с японскими промышленниками предложил пригласить к участию во встрече представителей Приморской краевой администрации, японцы сдержанно отказались. И будто чиновники в ответ «тормознули» подконтрольный и просто «крышуемый» бизнес.

Конечно, я не могу поверить этой информации. Но позорнный для инвестиционной привлекательности Приморского края финт приморского бизнеса ведь чем-то подкрепляется...

Япония с её-то качеством и технологической эффективностью, понятное дело, нам не пример. Но если посмотреть на карту России, повсеместно наполняющуюся российско-японскими контактами в деловой сфере, именно Приморье в ней и не просматривается.

По мнению российских экспертов, Япония является важным поставщиком высокотехнологичной продукции и качественной бытовой продукции. Японские товары имеют значительный кредит доверия на потребительском рынке России по сравнению со своими азиатскими и европейскими аналогами.

По данным Центра экономических оценок и прогнозов, Россия традиционно остается поставщиком минеральных и природных ресурсов. Япония, в свою очередь, имеет огромный потенциал в поставке высокотехнологичных товаров, товаров легкой промышленности, продуктов питания.

Японские товары пользуются все большей популярностью в России, более того, существует перспектива значительного увеличения импорта товаров из Японии после вступления России в ВТО в 2011 году. Возможно, нас ждет даже снижение пошлин на японские автомобили.

Доля России в общем объеме внешней торговли Японии в прошлом году составила 1,6%, что позволило нашей стране занять 16-е место среди крупнейших торговых партнеров Токио, опередив Канаду и Францию. Удельный вес Японии во внешнеторговом обороте России – 3,5%.

Спад в товарообороте между Россией и Японией, связанный и с мировым экономическим кризисом, и с правительственным решением Российской Федерации ограничить ввоз подержанным автомарок из Японии, уже успешно преодолен. В 2010 году отмечен рост товарооборота.

По мнению экспертов, российско-японские торгово-экономические отношения ждет скорый и значительный рост в связи с завершающимися работами на нефтепроводе «Восточная Сибирь – Тихий океан» и строительством в этой связи нефтеналивного порта в Приморском крае.

К сожалению, в товарной структуре российского экспорта продолжает лидировать минеральное сырье и топливо, а также рыба и морепродукты (11,6% стоимостного объема). Группа «Лесные товары» занимает четвертое место, а ее удельный вес в стоимостном объеме экспорта составляет 4,4%.

В российском импорте из Японии в 2009 г. по-прежнему преобладала машинно-техническая продукция (2,5 млрд долл. США). В первом полугодии 2010 года количество ввезенных из Японии в Россию автомобилей увеличилось в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составило 98,1 тысячи штук.

Как известно, в России, если нет ста процентов прибыли, то это и не бизнес вовсе. Отсюда и заинтересованность в гастарбайтерах, легальных и нелегальных, но уже фактически обрушивших в Приморье рынок труда и региональный уровень заработной платы, а также ценовая политика, приведшая к тому, что целый ряд товаров и услуг уже достиг, а в некоторых случаях и перевалил европейский уровень цен. При отечественном-то уровне качества?

Отказ приморских коммерсантов от японского содействия в наполнении регионального рынка качественными и недорогими товарами – это, конечно, круто даже для Приморья. Порадуемся хотя бы за Большую Россию, где японские предложения в центре внимания. Приморский анклав пока что демонстрирует свою провинциальную гусарскую удаль.

А в других регионах: Сахалинские нефтегазовые проекты продолжают оставаться крупнейшими объектами инвестиционного сотрудничества между Россией и Японией.

В 2007 г. в г. Менделеевске (Татарстан) начато строительство завода по переработке аммиака (объем инвестиций – около 700 млн долл. США).

С японской компанией «Мицуи» подписано соглашение о совместной геологоразведке и разработке ТЭО одного из крупнейших в мире угольных месторождений – Элегестского в Туве.

Корпорация «Марубэни» приступила к модернизации нефтеперерабатывающих заводов в Самаре, Туапсе и Нижнекамске. Ведутся переговоры о формах участия японского бизнеса в сооружении нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».

В 2005-06 гг. решениями компаний «Тойота» и «Ниссан» об инвестировании $150 млн и $200 млн – соответственно в строительство своих сборочных предприятий под Санкт-Петербургом. Аналогичные договоренности достигнуты с японскими компаниями «Исудзу» и «Судзуки», опять же – вне экономической географии Приморского края.

В 2007 г. компания «Мицубиси Моторз» подписала соглашение о создании сборочного производства на территории Калужской области. В 2008 г. состоялась закладка завода по сборке автодорожной техники и подъемников компании «Комацу» в г. Ярославле (общий объемом инвестиций – около 80 млн. долл. США). Компания «Хитачи» сейчас прорабатывает возможность создания предприятия по выпуску дорожностроительной техники в г. Костроме.

Только это всё не у нас...

Борис КРИВОЛАПОВ при содействии Центра экономических оценок и прогнозов.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100