Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 39 (915) от 28 сентября 2010  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

УДЭГЕ: геноцид коренного народа или правовой беспредел?

Анна Селезнева

ПРАВА МАЛОГО КОРЕННОГО НАРОДА И ВЛАСТЬ
«Мне и моим мужу и отцу довелось на себе испытать, что такое геноцид коренных малочисленных народов в Ольгинском районе – в посёлке Ольга», – это строки из письма Ольги Прокофьевой.

Год назад «АВ» опубликовали письмо удэгейцев об их аресте во время рыбалки в Ольгинском районе. Лов рыбы, как «АВ» писали в большой статье об этой проблеме, разрешен малым коренным народам – без выделения промысловых участков – без специальных разрешений и квот. Но семью Прокофьевых год назад ольгинские правоохранители задержали, ночь продержали, рыбу выкинули, а затем прокуратура возбудила против них уголовное дело – дело о браконьерстве.

Спустя короткое время ольгинские правоохранители возбудили уголовное дело и против семьи Андрейцевых, улов которых также арестовали.

И всё это они проделали ПОСЛЕ состоявшихся в канун задержания удэгейских семей специальных совещаний в столице ДВФО Хабаровске и в Ольге, где разъяснялись права удэгейцев на лов для собственных нужд без квот и разрешений! Правда, сами ольгинские правоохранители не спешили на такие спецсовещания.

По делу Прокофьевых судья недавно вынес оправдательный приговор. Ольгинская прокуратура уже опротестовала его – в октябре дело слушается в краевом суде.

По делу семьи Андрейцевых Ольгинский суд так до сих пор решения и не вынес, судебное заседание назначено на начало октября. Решится ли судья по этому делу тоже вынести оправдательный приговор? Или подождет решения краевого суда по данному вопросу?

ДЕЛО БРАКОНЬЕРОВ ПРОКОФЬЕВЫХ

Из рассказа Ольги Прокофьевой:

– То, что нам пришлось испытать и пережить, просто не передать словами. Почти целый год нам пришлось доказывать свою правоту, несмотря на все попытки Ольгинской прокуратуры нас осудить. На сегодняшний день суд по обвинению нас по ст. 256 ч. 3 УК РФ «Браконьерство, совершенное группой лиц», состоялся и вынесено решение председательствующим судьей Середыч М.Н.: оправдать и признать право на реабилитацию в связи с отсутствием состава преступления. В течение судебного разбирательства было заслушано много свидетелей со стороны обвинения, но с нашей стороны не было никого, кроме письменных подтверждений наших законных прав.

В процессе слушания выяснилось, что необходимости задержания и доставки нас в отдел милиции более чем на 10 часов не было, ни один сотрудник из трех, так и не вспомнил, чье было распоряжение о нашем задержании – все сослались на короткую память. Как оказалось, можно было все на месте сделать и не тащить нас в отдел, они просто перекидывали всю ответственность друг на друга.

О том, что прокурор находился на месте задержания и именно он отдавал устные указания о задержании сотрудникам милиции, они так и не вспомнили.

ЛЮДИ С КОРОТКОЙ ПАМЯТЬЮ

На суде также выяснилось, что сотрудники милиции «просто выполняли свою работу», (пусть и не в рамках закона) – и никого не интересовало, соблюдены ли все правила задержания или нет, «это их работа».

Были опрошены самые главные свидетели – рыбинспектор Гасаев и начальник районного отдела Ольгинской рыбинспекции. Именно они и вызвали в тот день опергруппу! Конечно, они в один голос заявляли о том, что мы браконьеры, что мы не имеем права ловить рыбу без документов, хотя Гасаев потом вообще частично отказался от своих показаний, данных им же при следствии дознания.

И только два свидетеля со стороны обвинения, начальники отделов Приморского территориального управления Россрыболовства Татьяна Васильевна Жукова и Светлана Викторовна Быкова дали правдивые показания и разъяснили суду, что мы как коренные малочисленные народы имеем исключительное право на вылов рыбы для личных нужд! Они нас всячески поддерживали и поясняли, что наши действия законны…

Но мне до сих пор непонятно, почему краевые специалисты знают наши права, а рыбинспекция, которая подчиняется Примтеруправлению, не знает об этом или не хочет знать!

Прокурор зачитывал много статей законов, ссылался на приказы Росрыболовства, всячески пытался доказать нашу вину, задавал одни и те же вопросы, хотя уже слышал – и не в первый раз – ответы на них.

Но самое интересное было в прениях сторон. Прокурор просил суд признать нас виновными, в качестве наказания применить ст. 80 УК РФ, а ущерб «пересчитать из расчета выловленной рыбы и предоставленной квоты на вылов, но не выловленной»! И разницу заявить гражданским иском в погашение! В общем, и волки сыты и овцы целы! Но только нас это не устраивало (кстати, о какой квоте мог говорить прокурор? О той, которой в принципе и быть не могло?).

А когда стал выступать наш адвокат, он упомянул о геноциде. Ведь это действительно так – нам не дают вести традиционный образ жизни. Ведь есть законы, которые гарантируют наши права, их никто не отменял, и обратной силы они не имеют, но незнание законов не снимает ответственности за их нарушение.

ГЕНОЦИД: ОСКОРБЛЕНИЯ И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВО

«Почему мы живем в одном государстве, а законы, которые прописаны, не работают? Почему нам приходится доказывать, что мы ведем традиционный образ жизни, что мы коренные жители, и нам жизненно необходима эта рыба? Рыба, которая по берегу моря валяется горами и тухнет? Вот где надо ловить браконьеров и устанавливать закон и порядок!»

«Прокуратура пыталась нас осудить – за что? За то, что я пыталась накормить свою семью? Сотрудники милиции изъяли рыбу, вываляли ее в грязи, в «харчках» и окурках и только потом отдали ее нам, и ею я должна была кормить семью и детей?! А ведь в моей семье не только родные дети, но и четверо приемных – из детского дома!

Самое обидное то, что законы существуют не для всех, а выборочно – чем больше власти, тем правее.

На объявление приговора мы шли, не веря в правосудие, не веря ни во что, т.к. все предпосылки к осуждению были налицо, никто не ожидал иного поворота событий.

Мы до сих пор находимся в шоке от приговора – в хорошем смысле слова. Потому что судья М.Н. Середыч вынес оправдательный приговор!»

ПОКУШЕНИЕ НА ОЛЬГУ. СПАСИБО СУДЬЕ ЗА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ!

Судья М.Н. Середыч вынес оправдательный приговор удэгейской семье, которая вела лов рыбы по закону и согласно всем правительственным и министерским инструкциям и многочисленным правительственным разъяснениям.

Тёплые слова и благодарность Ольга Прокофьева адресует судье за его человечность, за понимание. Потому что в Ольгу Прокофьеву стреляли! (Дело не раскрыто).15 мая этого года её доставили в больницу с огнестрельным ранением лица справа, а 21 мая должно было состояться первое слушание. Она позвонила адвокату и сообщила о случившемся, он в свою очередь оповестил суд, и судья вынес решение о приостановке дела, тем самым дав ей время на лечение. И только после проведенной операции и полного восстановления здоровья Ольги Прокофьевой судья возобновил дело.

Нечасто подсудимые благодарят судей за понимание и человечность.

Она просит также поблагодарить секретаря суда Настю (она даже не знает её отчества). Именно Настя настроила её на операцию после выстрела в лицо. «Хоть и в жесткой форме она тогда мне все сказала, но я ей очень благодарна за те слова, я просто боялась ехать на операцию, трусила, мои родные меня уговаривали, а она – нет, сказала, что думала, и это меня толкнуло в тот момент к действиям… Можно сказать, что она одна из тех, кто спас мне жизнь. Ведь протяни я еще несколько недель – неизвестно, что было бы. Спасибо вам огромное, всего Ввам самого хорошего, успехов в работе, карьерного роста и всего самого лучшего».

И, конечно, Ольга пишет слова благодарности адвокату – Пищикову Александру Аркадьевичу – за оказанную помощь, за то, что морально и грамотно поддержал, за эффективную, с юридической точки зрения, проделанную работу, за то, что «и в данное время оказывает нам всяческую поддержку».

ЧТО РЕШИТ КРАЕВОЙ СУД?

Но борьба не закончилась. Ольгинской прокуратурой подана кассационная жалоба в Приморский краевой суд для обжалования решения Ольгинского суда. Борьба продолжится теперь на уровне края, что будет дальше – не знает никто.

Но удэгейские семьи готовы бороться до конца.

Анна Селезнева


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100