Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 20 (791) от 14 мая 2008  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Политика

Господин никто

Гайкин Виктор Алексеевич

«И спросил его: как тебе имя?
И он сказал в ответ: легион имя мне»
(Евангелие от Марка гл.5, ст.9)

В 30-е годы массовость политических казней требовала большого числа членов расстрельных команд. Профессиональных палачей не хватало и в убийствах принимала участие большая часть сотрудников ОГПУ-НКВД. Выяснилось, что человек не робот, и уже после третьей жертвы у палача начинала «ехать крыша».

Панацея для укрепления «правосознания» была найдена быстро. Старые чекисты объясняли молодым, что выпив стакан крови, бьющей из простреленной головы врага народа, ты навсегда избавляешься от угрызений совести и прочих комплексов.

Это не анекдот и не выдумка голливудского сценариста. Это реальный фрагмент советской действительности, которая «фантастичнее любого вымысла».

Такие экстримы остались в прошлом. Но и сегодня лейтмотив обучения и воспитания чекиста - это формирование существа свободного от моральных обязательств, этических ориентиров. «Органы» функционируют по законам стаи, которая и является суверенной единицей.

Ответственность за действия чекиста несет не он, а все чекистское сообщество, чью волю он выполняет. Болгарский писатель Богумил Райнов, написавший повесть о болгарском чекисте, назвал ее «Господин Никто». Тем самым (возможно, не желая того) дал определение сотруднику спецслужб – винтика в охранительно-репрессивном механизме.

Порой лояльность стае ставится выше семейных отношений. По словам тележурналиста Владимира Познера, когда в юности он сообщил отцу (связанному с советскими спецслужбами) о своем намерении бежать из СССР на Запад, отец прямо сказал ему: «Я тебя сдам».

Известный российский писатель П.И. Якушкин писал: «Меня всегда поражала казацкая вежливость: казак относится с уважением к вашему человеческому достоинству, потому что он сознает свое собственное достоинство, он сам лицо самостоятельное, сам себе атаман». (Сочинение. Москва.1986. с.342).

Чекист, сознавая, что он «господин никто», также пренебрежительно относится к окружающим. Налет высокомерия, присущий чекисту, – это не гордыня человека, стоящего на голову выше окружающих, а попытка преодолеть комплекс неполноценности. Психологи называют такое поведение псевдокомпенсацией.

Журналист Невзоров, непонаслышке знавший жизнь органов (его отец работал в КГБ), однажды констатировал, что «КГБ – наименее коррумпированная структура по той причине, что в ней все следят за каждым и каждый за всеми».

Оправдывает ли себя подобная практика? «Уход» высокопоставленных сотрудников НКВД «на ту сторону» был распространенным явлением как до войны, так и после. Стоит только вспомнить ушедшего в 1938 году к японцам заместителя наркома НКВД Люшкова.

Какую информацию он передал и скольких зарубежных агентов выдал – мы никогда не узнаем. Все слышали об успехах советской разведки, таких как вербовка молодых англичан, занявших впоследствии высокие позиции в английской разведке, правительственных кругах. Скупо говорилось о том, что их довольно быстрые провалы были следствием перехода на сторону противника советских чекистов, сдававших всех известных им агентов-нелегалов.

Ни всеобщая слежка друг за другом, ни расстрелы десятков «кротов» не уберегли советские органы от Пеньковского, Суворова и других перебежчиков в генеральских мундирах КГБ. После того, как Горбачев начал реформировать органы, ручеек невозвращенцев превратился в поток. Оказывается, воспитание отморозков имеет свои минусы. Как писал философ Ильин: «Человек, подавивший в себе совесть, не отличает добра от зла».

В 1930-х годах из Приморья были выселены сотни тысяч корейцев, под предлогом того, что среди них было много японских шпионов. Я видел в архивах списки людей расстрелянных на Дальнем Востоке якобы за шпионаж. После таких зачисток НКВД в Приморье не должно было остаться ни одного иностранного разведчика.

В конце 70-х годов, работая над диссертацией о борьбе корейцев за независимость (в том числе партизанской борьбе Ким Ир Сена), я наткнулся в «Ленин-ке» на книгу японского автора Сато Цунэнари «Какки сэн» (Мобильная война), Токио, 1943 год, где было сказано, что в 1942 г. Ким Ир Сена видели (японские агенты) в районе станции Санаторной.

Я посмеялся над этим вымыслом. Ведь шпионская сеть к этому времени была ликвидирована (тогда я верил в эти сказки). Кроме того Ким Ир Сен в начале 40-х годов был всего навсего командиром партизанского отряда в Маньчжурии. И найти средней руки партизанского лидера на бескрайних просторах СССР было гораздо сложнее, чем пресловутую иголку в стоге сена.

Каково же было мое удивление, когда в автобиографии Ким Ир Сена, вышедшей в конце 80-х годов, я прочитал, что в 1942 году Ким Ир Сен действительно обучался в советской спецшколе, находившейся в этом месте. Какой многочисленной, разветвленной, имеющей устойчивую связь с Японией должна была быть японская разведсеть на территории СССР (в годы войны!), чтобы моментально идентифицировать корейского партизана, появившегося на короткое время на маленькой железнодорожной станции в лесном пригороде Владивостока!

Лет десять назад Владивостокские чекисты поймали военного журналиста Пасько, который был объявлен японским шпионом. Почему же президент Путин предложил амнистировать Пасько? Ведь шпионов не амнистируют. Пасько не имел доступ к секретной информации. В России таких людей называют «несунами».

Тем не менее, чекист, «посадивший» Пасько, был переведен с повышением в Москву. В результате:

1. У него и у других чекистов закреплен условный рефлекс – поимка псевдошпионов идет на пользу карьере.

2. Настоящие шпионы оказались «прикрыты», благодаря этой акции чекистов.

А как обстоят дела «на той стороне»? Самым знаменитым немецким шпионом Второй мировой войны на западе считают Эльяса Базна, работавшего слугой в английском посольстве в Турции, и передававшего в Берлин уникальные документы о военных планах союзников, дате открытия 2-го фронта и т.д.

Его взяли на работу в посольство практически «с улицы» без всякой проверки. Деньги, получаемые из Берлина за шпионаж он хранил в посольстве, под ковром, в комнате, в которой жил. Такое впечатление, что никакой службы внутренней безопасности в английском посольстве не было. Какой результат «на выходе»? Немцы просто не поверили этим документам – такие секреты не могут быть так легко добыты. Английская беспечность и «воспитание» посла - сэра Хью, доверявшего слугам, оказались сильнее систем безопасности.

Конечно, этот случай уникален. После этого англичане усилили меры предосторожности. Но не настолько, чтобы предотвратить появление в английской разведке «крота» Кима Филби. Тем не менее, частота перехода чекистов на сторону врага на порядок выше, чем у их зарубежных коллег.

Телевидение изредка демонстрирует нам образы современных чекистов. Вот бывший контрразведчик (отец известного телеведущего), непонятно чему радуясь, рассказывает, как он вербовал сотрудника иностранного посольства: «Мы окружили его танцорами балета Большого театра» (то есть педерастами – В.Г.).

Вот такой же улыбчивый военный чекист Квачков, решивший избавить Россию от злодея Чубайса (то ли паранойя, то ли комплекс Герострата). Вот чекист Литвиненко (одного взгляда на лицо которого опытному психиатру достаточно, чтобы поставить диагноз - шизофрения) с садистским удовольствием забивает насмерть пленника-чеченца.

И, наконец, бывший генерал КГБ, «оставшийся» в Лондоне и сдавший многих агентов-нелегалов справедливо отмечает нарушение субординации: «Почему Путин стал президентом? Ведь он даже не генерал, а только подполковник КГБ»?

В капле воды отражается океан. Эта случайная выборка дает представление о корпорации людей «с чистыми руками…». По словам журналиста Астальского «КГБ - это особый жуткий мир, однажды я с ним соприкоснулся и с тех пор держусь от него подальше» (радио Свобода 2.1.2008).

Сегодня силовики – реальная теневая власть в России, не только политическая, но и экономическая. Телезрители помнят рассказ И. Хакамады на ТВ об откровениях генерала КГБ: «Ира! Меня заставляют заниматься тем, что мне неинтересно – захватывать предприятия». 20 сентября 2007 года Степашин с раздражением рассказывал с телеэкрана о визите двух генералов ФСБ, требовавших прекратить проверку счетной палатой некой фирмы, связанной с органами.

Многие помнят «сенсационную» статью в АИФ о том, что Путин, оказывается, незаконнорожденный ребенок (бастард). Кто осмелился оскорбить действующего президента? Это рука и почерк КГБ. Немногие знают, что кампанию по дискредитации Хрущева чекисты начали где-то за год до его снятия.

В 1917 году в России были уничтожены гражданское общество и политические партии. В 1991 году сошла со сцены (государствообразующая) КПСС, имевшая, несмотря на тоталитарный характер режима, социал-демократические корни. После этих погромов (1917 г., 1991 г.) Россия в общественнополитическом плане превратилась в «голое поле».

В этой ситуации власть, как в первобытном обществе, получает стая, обладающая реальной силой – «человек с ружьем» (силовые структуры). Это единственная действительно организованная и многочисленная «партия». По нашим подсчетам силовики, бывшие силовики, их родственники, осведомители и подконтрольные группы населения составляют 40% населения России.

Но чекизм деструктивен по своей природе, его задача разложение, а не созидание. Власть органов опаснее для страны, чем пресловутая власть кухарок. Кухарка, по большому счету, человек творческий. Чекизм – это диктатура клоаки.

У силовиков нет и не может быть программы развития – креативных идей, как нет идей у воров в законе. У них есть понятия и цель – «держать» зону (страну). Держать страну будет стая – силовики, бывшие силовики, их родственники, осведомители.

Будет четкое деление на членов стаи – (своих) и прочих. «Прочие» тоже будут иметь право на существование, но под строгим надзором членов стаи, например, в «шарашках». О справедливости, равноправии, правосудии придется забыть.

Этологи (этология - наука о поведении животных) знают, что главный закон стаи (племени) в животном (первобытном) обществе в отношении окружающего мира состоит в том, что члены стаи правы всегда, даже тогда, когда неправы.

Интересно, что силовики сформулировали для себя аналогичный закон независимо от этологов и не зная об этологии. На языке НКВД он гласит: «органы не ошибаются». Это говорит об идеологической (понятия) и поведенческой близости силовиков и членов примитивных сообществ.

В повести-аллегории братьев Стругацких «Трудно быть богом» (глава 7) дается прогноз времени прихода чекистов к власти в России – «Год воды». «Год воды» по японскому календарю - 2012 год. В России это дата выборов нового президента, или междуцарствие – любимое время для выступления заговорщиков, бланкистов, декабристов и прочих авантюристов.

Как писал К. Маркс: «События в истории происходят дважды. Первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. В сентябре 2011 года исполняется 100 лет со дня гибели премьер-министра Столыпина, который пытался создать в России сильный класс свободных крестьян, как основу гражданского общества. Охранка «убрала» его 1 сентября 1911 года руками осведомителя Богрова.

У Медведева те же (столыпинские) приоритеты: гражданское общество (угроза власти чекизма) и сельское хозяйство, плюс неприемлемая родословная и ненавистный чекистам психотип Дмитрия Анатольевича.

Будем надеяться, что попытка силовиков убрать Медведева в конце 2011 – начале 2012 года останется в истории как неудавшийся фарс.

Гайкин Виктор Алексеевич. Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Институт истории ДВО РАН.


Другие статьи номера в рубрике Политика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100