Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (736) от 25 апреля 2007  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Школьный капитал

Марина ЗАВАДСКАЯ

Национальный проект «Образование» состоит из раздачи денег. Но только ли денег не хватает школе и учителям?
«Деньги – не главное», - сказал депутат краевого Законодательного собрания А. Ермолаев.

Он сказал это на конференции «Опыт и перспективы развития общественно активных школ», которая состоялась 20-21 апреля в ПИППКРО (Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования). Подготовила и проводила конференцию НОУ Азиатско-Тихоокеанская школа.

Общественно активная школа – та, которая не замыкается в себе, а выходит в жизнь, в общество, откликается на нужды своего микрорайона, деревни, города, края, страны. То есть сотрудничает и с властью, и с бизнесом, и просто с гражданами.

Когда более трех лет назад АТШ (Азиатско-Тихоокеанская школа) начинала работать по этому проекту и привлекала школы края, директора беспомощно разводили руками: «А что мы можем предложить? У нас же ничего нет! Денег нет. А бизнесмены деньги дают неохотно… Школа никому не нужна!»

Оказалось, школа нужна. У нее есть самое главное: человеческий капитал. Дети.

На первый взгляд кажется, что ОАШ (общественно активная школа) – это восстановление того, что было в советские времена: уборка территории (субботники), помощь старикам и сиротам (шефство, тимуровское движение), воспитание лидеров (пионерский и комсомольский актив)… Только жизнь нынче другая, а в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Жизнь теперь требует от выпускника школы не суммы знаний, а умения учиться, добывать знания. А также способности делать выбор, разбираться в деньгах, быть экономически грамотным, быть ответственным.

«Бизнес страдает оттого, что на работу приходят безответственные люди, - говорил консультант по управлению из ООО «СилМир» Юрий Геращенко. – В лучшем случае 10 человек поменяется, а то и все 30, пока найдем одного, ответственного. Профессии, тому, что надо делать на рабочем месте, мы и сами его обучим, а вот ответственности учить уже поздно. Это надо делать в школе».

Да, ОАШ это может. И уже делает. АТШ известна и в городе и в крае, и осенью к ней обратился отдел образования с предложением, которое АТШ приняла. И вот во Владивостоке появилась школа актива старшеклассников «Лидер». На конференцию приехали директора и завучи школ, но в ней участвовал и школьник – Иван Синянский, 10-классник, президент школьного самоуправления СШ № 9 Владивостока, один из участников школы «Лидер».

Пока в «Лидере» народу немного: около 50 человек. Да и на конференцию приехало около 50 педагогов – вроде бы немного. Но каждая человеческая единица в проекте ОАШ – источник притяжения многих людей и источник влияния на многих. Участники «Лидера» собираются в ЦДТ раз в месяц – учатся быть лидерами. А потом расходятся по своим школам – и преобразуют свои новые знания и навыки в проекты. Классные часы проводят на разные темы, акции организовывают. Во вторник ученики 9-й общеобразовательной и 2-й музыкальной дают концерт в Седанкинском доме ветеранов. Об автобусах договаривалась администрация 9-й школы, а с музыкалкой договаривался 10-классник Ваня. А как еще можно научиться договариваться с людьми, если не участвуя в реальных переговорах? Как иначе можно научиться добиваться результата, если не добиваясь результата?

Участие в конференции наравне со взрослыми – и честь, и ответственность. «Порою страшно было, - признается Иван. – Я не все слова понимал!» Ну, слова – дело наживное. Педагоги, подключившиеся к проекту ОАШ только в этом году, тоже не все слова понимали. Но ведь поняли в конце концов! Разобрались. И подключились к реализации нового этапа развития ОАШ в Приморье – созданию сетевых проектов.

«Сетевой проект – это ведь только для вас, это ваше внутреннее дело, он интересен только вам, - говорил между тем депутат Ермолаев. – Почему бы вам не расширить свою деятельность, чтобы быть интересными другим? Почему бы не выйти на управление образования? Почему бы не выйти в ЗС с законодательной инициативой? Почему бы не принять участие в разработке образовательного блока в Программе развития Приморского края до 2020 года?»

Конференция решила принять этот вызов. И действительно: кто лучше директоров школ знает о пробелах в образованском законодательстве и кто лучше них эти дыры сможет закрыть?

Я наблюдаю за развитием проекта ОАШ практически с самого начала. Общее впечатление: проект продвигается, хоть и с трудом. И дело не во внешнем противодействии – его практически нет. Дело в самих учителях.

Марина Баринова, директор Центра корпоративного предпринимательства и общественный эксперт в рамках ПНП «Образование», выступая на конференции, упрекнула учителей в «стадности, подменяющей солидарность». Имеется в виду чрезвычайно распространенное в учительской среде неумение (или нежелание, страх) возразить начальству, отстаивать свои интересы, проявлять инициативу, не принимать покорно то, что предлагают, неумение делать выбор… Разве могут такие учителя воспитать в школьнике ответственность, умение делать выбор, быть лидером? Конечно нет!

Прежде всего должен измениться сам учитель.

Это очень трудный процесс, но он идет. Те директора школ, которые три года назад беспомощно разводили руками и говорили: «Нам нечего предложить! Кому мы нужны?» - теперь чувствуют и ведут себя гораздо увереннее. Первые контакты с «внешним» по отношению к школе миром давались им с трудом. Теперь, когда их общественно активные школы заявили о себе, фонды, бизнесмены и представители власти сами идут к ним с деньгами и предложениями о сотрудничестве!

Оказалось, что школа нужна многим! Особенно такая школа, у которой есть бесценный капитал: готовые к жизни в современном мире ученики.

Марина ЗАВАДСКАЯ.

Фото автора.


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100