Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 17 (632) от 21 апреля 2005  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Защита прав

“Адвокат в наручниках”

Анна Селезнева

(незаконное препятствование адвокатской деятельности со стороны “силовых” органов)
«Адвокат в наручниках» – так парадоксально называлась первая пресс-конференция, которую дали адвокаты в Президиуме Приморской краевой коллегии адвокатов. Парадоксальна не только сама пресс-конференция, но и сама ситуация.

Хотя… поскольку все в мире относительно, то парадоксальность ситуации «адвокат в наручниках» перестает быть уникальной, а становится рядовой и все более распространенной ситуацией. Во всяком случае, в Приморье.

Уникальность теряется стремительно. Обыденность становится обыденностью. И адвокат, призванный защищать права граждан, разделяет их судьбу – в глазах силовых органов адвокат от обыкновенного гражданина ничем не отличается.

А и вправду, почему это он должен от них отличаться? Защищаешь? Ну и защищай на здоровье, но и мы к тебе относимся – как к ним.

Хотя есть тут одна заковыка: закон определил неприкосновенность как статус адвоката. В законе, прямо черным по белому, прописан особый статус адвоката: вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо воспрепятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается.

Что же случилось с адвокатом Андреем Беловодским?

В теплый субботний день прямо с загородного пикника его срочно вызвал клиент в свой офис, где следователь Первореченского РУВД Д. Ваев вел обыск.

Адвокат прямо с пикника заторопился к своему клиенту и явился в офис – о, ужас! не в офисном костюме, а в спортивных брюках. Правда, прошел в центр офиса, представился, хотя со следователем они знакомы, клиент подтвердил, что это прибыл его адвокат… Адвокат потребовал прекратить обыск, следователь Ваев в ответ приказал оперативникам надеть на адвоката наручники и вывести из помещения! Дескать, может он и не адвокат совсем, а неизвестное лицо, которое следователю только мешает, дескать, «пришел неизвестный человек и затеял драку».

Оперативники надели на адвоката – повторяю: при исполнении служебных обязанностей! – наручники и вывели в коридор. Как сообщил следователь, в наручниках – в целях обеспечения безопасности участников обыска (а там – единственная женщина, вызвавшая адвоката! Эти действия - прямое нарушение ст. 182 УПК- с изменениями 2002г. - до этого разрешение следователя требовалось, но уже почти три года оно адвокату не нужно.

Два часа просидел адвокат Беловодский в коридоре в наручниках за спиной. Затем появился наряд вневедомственной охраны, снял с него наручники и на его собственной машине доставил в Первореченское РУВД. Никакого ознакомления с милицейскими рапортами, никаких копий протоколов доставления адвокат, конечно, не получил. Через три часа он снова был свободен.

****

Андрей Беловодский: «Я считаю, это преступление следствия! Такое поведение следствия возможно лишь, если адвоката застигают на месте преступления. Но какое преступление я совершил? Я пойду до конца – начал с заявления об обжаловании действий следователя Первореченского РУВД Д. Ваева, заявлений в прокуратуру и суд. Потребуется – дойду до Верховного Суда!»

****

Согласно пункту1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пункту 1 ст.22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Таким образом, следователь Ваев Д.А. нарушил мои личные права и свободы, закрепленные в Конвенции о защите прав и законных интересов и Конституции РФ. … Согласно пункту 1 ст. 18 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре° вмешательство в адвокатскую деятельность…, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещается»… (из заявления А. Беловодского).

****

Впервые Приморская краевая коллегия адвокатов собрала журналистов на пресс-конференцию по такому поводу.

А он – не первый и не единственный.

Только по новому законодательству 10 случаев нарушения закона, о которых стало известно: гласность. А до этого были и убийства и нападения на адвокатов.

Следователи Первореченского РУВД уже дважды за год надевают наручники (так назывемые спецсредства) на адвокатов. До дубинок, правда, пока не дошло.

Уже после принятия новой редакции УК РФ, который закрепил права адвоката, но следователи приморских управлений внутренних дел вмешиваются в деятельность адвокатов. В Красноармейском районе провели обыск в адвокатской конторе, ставили звукозаписывающую и телеаппаратуру. УБОП задержал машину адвоката Хоботовой – женщину вытащили из машины и устроили обыск, отобрав документы. Находкинский адвокат Панченко заступился за клиента – оказался в распределителе для бомжей. Практически нормой стало нелегальное прослушивание разговоров адвоката и подзащитного, они вынуждены теперь переписываться.

Опытные въедливые адвокаты стали поперек горла для следователей. Суды становятся на сторону силовиков. Адвокаты называют единственный случай в Лучегорске, когда суд принял сторону адвоката, а не силовых структур.

***

Адвокат является лицом неприкосновенным.

Последний случай – наручники на Беловодском – это не только нарушение прав адвоката, но и клиента, - считает председатель коллегии Борис Минцев. – В конечном счете – он бьет по правам граждан, которые лишаются защиты. У них – дубинки, как в полицейском государстве, а у нас – только закон. На жалобы адвокатов в судах не реагируют, обещают разобраться, но все уходит, как в песок. Безнаказанность продолжается.

В конечном счете, это удар не столько по адвокатам, сколько по правам гражданина. Прежде всего – против прав граждан.

Анна Селезнева.


Другие статьи номера в рубрике Защита прав:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100