Арсеньевские вести - газета Приморского края
архив выпусков
 № 48 (1028) от 27 ноября 2012  
перейти на текущий
Обложка АрхивКонтакты Поиск
 
Экономика

Приморские регионы накроет волна ВТО

Иван Осипов

Институт региональных проблем оценил риски для рыболовной отрасли и прибрежных территорий

У вступления России в ВТО есть не только экономическое, но и «региональное» и социальное измерения. Институт региональных проблем (ИРП) на примере анализа состояния рыбохозяйственного комплекса и прибрежных территорий России оценил риски присоединения России к ВТО для рыбной отрасли и приморских регионов.

Необходимо понимать, что рыбная отрасль является стержнем экономики ряда субъектов федерации, в том числе таких регионов как Санкт-Петербург, Ленинградская область, Приморский край, Камчатка, Сахалин, Калининградская, Мурманская и Архангельская области», – отмечает Журавлев.

По мнению авторов в течение пяти лет (до 2017 года) будут снижены ввозные пошлины на рыбопродукцию – с нынешних 10% до 3%. А это — более чем серьезный вызов для отрасли.

Самое главное, отмечают эксперты, что сегодня в отсутствие специальных аналитических структур в принципе трудно оценить масштаб рисков. «Мы 18 лет вступаем в ВТО и до сих пор не знаем, от чего защищаться, у нас нет соответствующих экспертных центров», – говорит один из участников опроса.

«У нас должны быть специалисты и оборудование для проведения экспертиз. На данный момент у нас нет ни лабораторий, ни оборудования, ни научных кадров, которые понимают, как нужно это делать».

Еще один риск – это масштабы бизнеса зарубежных конкурентов. «Капитализация российских рыбодобывающих предприятий сильно отстаёт от мировых компаний», отмечается в Докладе.

«Приватизация привела к деконцентрации собственности в добывающем комплексе, сегодня в России не существует предприятия, сопоставимого по размерам с десятком мировых добывающих компаний», констатируют опрошенные институтом специалисты. Между тем, перспективы рыбной отрасли страны весьма велики и связаны с модернизацией – как флота, так и прибрежной инфраструктуры. Эксперты полагают, что это под силу только крупным игрокам, которые способны консолидировать добычу, переработку и дистрибуцию, составив конкуренцию мировым грандам рыбной индустрии.

По мнению экспертов Института региональных проблем, очень важно чтобы при решении вопросов развития отрасли, приватизации и консолидации учитывались бы интересы приморских территорий, население которых в определенной мере оказалось «заложником» процесса вступления в ВТО.

«Важно следить, чтобы производство в регионах не сворачивалось, рабочие места не сокращались, флот не распродавался, не шел на металлолом, не уходил на другие места базирования», считают эксперты. Для этого необходимо появление крупных инвесторов. «Необходимо развивать вертикально-интегрированные холдинги, концерны с интегрированной логистической цепочкой от вылова до переработки, включая механизмы реализации продукции в розничных сетях без посредников», отмечается авторами Доклада.

Наибольшие споры у экспертов вызвала тема внесения изменений в правила рыболовства, получившие общее название «квоты под киль». Суть идеи – привязать строительство рыбопромысловых судов на российских верфях к квотам на добычу.

Это позволит предприятиям, сохранив за собой объёмы лова, строить современные суда, имея гарантии не только на размещение и получение заказа, но и на окупаемость судна в период его эксплуатации. Противники такого подхода скептически оценивают инициативу государства, настаивая на сохранении существующих правил игры.

Главное, по мнению экспертов, в том, что государство начинает осознавать полноту рисков: бросая экономику в пучину ВТО, оно также пытается бросить отрасли «спасательный круг». Однако, что именно позволит остаться на плаву, говорить пока рано.

Судя по докладу ИРП, экспертные дебаты обещают быть многогранными. И не простыми. Проведенный Институтом опрос показал, что у каждой из заинтересованных сторон — свое видение, как решать имеющиеся проблемы, свои предложения по путям выхода из тупика. «Очевидно, что мы пока в самом начале пути, в процессе которого необходимо сформировать единую «Дорожную карту» по развитию отрасли и приморских регионов», полагают авторы исследования.

Иван Осипов, эксперт Института региональных проблем www.irpr.ru


Другие статьи номера в рубрике Экономика:

Разделы сайта
Политика Экономика Защита прав Новости Посиделки Вселенная Земля-кормилица



Rambler's Top100